В докладе утверждается, что охотники-собиратели в Индонезии, не имеющие контактов с другими народами, “сталкиваются с серьезной и непосредственной угрозой геноцида” из-за добычи полезных ископаемых на их землях для использования в электромобилях.
Как рассказывает The Guardian, на своем родном языке коренной народ хонгана манява с индонезийского острова Хальмахера называет себя “людьми леса”. Но их лесные дома разрушаются в погоне за никелем, который, по словам участников кампании, является важнейшим компонентом аккумуляторных батарей.
В настоящее время добытчики никеля работают примерно на 40% территории, где, по их словам, люди живут в добровольной изоляции.
“Никелевая лихорадка в Хальмахере, вызванная глобальным спросом на предположительно экологически чистые электромобили, создает растущий кризис на территории Хонгана-Маньява”, - говорится в отчете неправительственной организации.
“Организация Survival International призывает к срочному признанию и демаркации их территории, прекращению добычи полезных ископаемых на этой территории и созданию "запретной зоны" в качестве единственного способа обеспечить выживание народа Хонгана Манява, не вступившего в контакт с внешним миром”.
Ситуация в Хальмахере - лишь один из множества экологических споров, которые развиваются по всему миру по поводу добычи полезных ископаемых, считающихся критически важными для перехода к низкоуглеродной энергетике, пишет The Guardian.
От добычи лития в Сербии и Аргентине до добычи кобальта в Конго, сообщества опасаются разрушения окружающей среды в результате увеличения спроса на полезные ископаемые для аккумуляторов большой емкости, ветряных турбин и солнечных панелей.
По данным Survival International, на неподконтрольной территории Хонгана-Манява работают по меньшей мере 19 компаний. Но самым крупным предприятием является никелевый рудник PT Weda Bay (PT WBN), принадлежащий французскому шахтеру Эрамету, сообщает Survival International.
В нем добавляется, что компания Eramet знала о рисках для людей, живущих вблизи ее шахты, с 2013 года, но все равно продолжала разработку месторождения.
С тех пор появились видеозаписи, на которых, по словам неправительственной организации, видно, как представители племен сопротивляются бульдозерам, работающим на их территории, или как их выгоняют из все более вырубаемого леса в лагеря шахтеров, где они просят милостыню за еду.
Представитель Eramet опроверг заявления Survival International, заявив, что некий Хонгана Манява находился “в регулярном и добровольном контакте” с рабочими шахты Веда-Бей.
Пресс-секретарь сказал, что исследования, проведенные на руднике, не выявили никаких свидетельств того, что кто-либо из коренных жителей, проживающих на территории концессии или вблизи нее, находился в добровольной изоляции. В любом случае, был введен протокол, регулирующий взаимодействие работников с сообществом.
“В соответствии с этим протоколом, когда контакт инициируется этими группами или происходит непреднамеренно, сотрудники PT WBN обязаны придерживаться культурно приемлемого поведения”, - сказал представитель.
Участники кампании говорят, что вырубка лесов и загрязнение окружающей среды, вызванные добычей полезных ископаемых, разрушают тропические леса, которыми живут охотники-собиратели, а растущая близость к чужакам подвергает их риску заражения болезнями, к которым у них ранее не было иммунитета.
“Международные эксперты по неконтактным коренным народам, болезням и геноциду предупреждают, что эта добыча создает непосредственную угрозу разрушительного сокращения численности населения неконтактного племени Хонгана Манява, то есть геноцида”, - говорится в докладе.
Продолжая добычу полезных ископаемых, Eramet и другие компании могут нарушить международное законодательство, утверждает Survival International. В нем говорится, что законность любых таких разработок зависит от свободного, предварительного и осознанного согласия людей, проживающих на этой земле, – согласия, которое племя Хонгана Манява не в состоянии дать.
Представитель Eramet заявил, что компания выслушала опасения Survival International в ходе двух встреч со своими активистами и в результате приняла дополнительные меры предосторожности. “Мы хотели бы подтвердить приверженность Eramet международным стандартам в области прав человека, включая руководящие принципы Организации Объединенных Наций”, - заявили они.