Украинские ракеты ударили по Палатам Мазепы в Курской области

Марьино князей Барятинских — памятник русскому имперскому космополитизму XIX в.

20 ноября в СМИ и соцсетях сообщили о ракетном ударе ВСУ по усадьбе князей Барятинских Марьино в Рыльском районе Курской области. С советских времен комплекс является санаторием, это объект культурного наследия федерального значения. Состояние усадьбы после атаки пока не известно, однако уже сейчас понятно: противник нанес удар по достопримечательности, связанной с культовым для него историческим персонажем — гетманом Иваном Мазепой.

Марьино князей Барятинских — памятник русскому имперскому космополитизму XIX в.
Фото: Shure1961/wikimedia.org

Концепция и архитектура усадьбы Барятинских под Рыльском типична для имперского периода российской истории. В проектировании и оформлении дворца участвовали преимущественно архитекторы с зарубежными корнями, сама усадьба отличается чисто европейской планировкой (до последнего времени гордостью Марьина был прекрасный английский (пейзажный) парк). При этом имение было и остается образцом русской усадебной культуры времен Романовых — только не в «славянофильском», а в «западническом» ее изводе.

Основной усадебный ансамбль по заказу князя Ивана Ивановича Барятинского (1772 — 1825) строился с 1811 по 1820 годы, проектировал его курский губернский архитектор — и природный немец — Карл Гофман. Урожденными иностранками были и обе Марии, в честь которых названо Марьино — княгини Барятинские: первая, англичанка Мария Франциска Деттон, рано умерла, и Иван Иванович женился на немке и лютеранке Марии Федоровне Келлер. Неудивительно поэтому, кстати, что в комплекс усадьбы входит лютеранская кирха. 

Православная церковь в состав усадьбы тоже вошла — она была построена в 1860 году. А позже — в 1869-70 годах — перестройку Марьино осуществляли также в своем роде «экспаты»: архитектор Карл Шольц (родился в Пруссии) и потомок итальянцев Ипполит Монигетти, практиковавший, в основном, в Санкт-Петербурге. Интерьерами в 1870-х занимался академик Федор Бруни (родился в 1799 году в Милане), а инженерную модернизацию производил родившийся в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) «российский швед» Федор Гешвенд. 

С одной стороны, такая «биография» вполне типична для крупной русской усадьбы имперского периода, с другой — мало где еще может встретиться такое действительно космополитичное сочетание соавторов разного времени. Марьино — своего рода (пусть и не столь громко артикулированный) символ полноправного вхождения Российской империи в европейскую культуру.

Фото: Orrllando/wikimedia.org

Наконец, своего рода исторический курьез (или нет?) в контексте нынешней атаки: в состав имения Марьино входят палаты Ивана Мазепы в Ивановском — они были построены по приказу гетмана для управления его имениями в Курской губернии (таких насчитывалось не менее десятка). В каком состоянии находятся сейчас эти палаты и почему противник решил наносить удар по собственной исторической реликвии — вопрос, требующий отдельного исследования.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру