Япония на прошлой неделе уточнила, что экспорт в Россию «мягких гибридов» не попадает под санкции, по факту, подтверждая то, что экспортировать в нашу страну эти автомобили можно (раньше было не столь понятно). А буквально на днях глава Schneider Group Ульф Шнайдер заявил, что автопром ФРГ только теряет от санкций, введённых против России, и если в ближайший год отменить ограничения на поставку в Россию немецких авто, например, вернуть BMW и Mercedes, то россияне «слезут» с китайских машин и купят немецкие. И на этом поток новостей не заканчивается – 8 ноября США временно сняли санкционные ограничения с 11 российских банков, связанных с энергетикой. Это затронуло добычу, переработку, транспортировку и покупку угля, древесины, возобновляемых источников энергии и любых изотопов урана.
Российские бизнесмены также не остались в стороне. Так, в начале ноября немецкая прокуратура во Франкфурте прекратила расследование дела против российско-узбекского миллиардера Алишера Усманова. Это пока не снятие санкций, но очень важный звоночек в отношении очередного российского бизнесмена – напомним, в течение года уже были частично сняты санкции с Петра Авена, Михаила Фридмана и Дмитрия Пумпянского. Кто на очереди? Мордашов? Алекперов? Миллер? Или, может быть, Николай Токарев (кстати, с его дочери санкции сняли уже в сентябре). Чего ждём?
В первую очередь, ждём перемен со стороны коллективного Запада – после убедительной победы Дональда Трампа на выборах вероятность снятия антироссийских санкций возрастает.
И Трамп может это сделать. Согласно законодательству США, президент имеет значительные возможности как отменять санкции, так и предоставлять исключения из санкций. Однако эта возможность не является абсолютной в отношении санкций, введенных в соответствии с конкретными законами о санкциях, принятыми Конгрессом. Исполнительная власть по праву нуждается в гибкости в отношении экономических санкций, и Конгресс уважает эту потребность в недавнем законодательстве. Однако осуществление дискреционных полномочий, предоставленных Конгрессом, предполагает, что президент действует в соответствии с законодательством США и национальными интересами. Кроме того, Конгресс тоже теперь республиканский.
Также стоит учесть, что в рамках предвыборной кампании Трамп неоднократно заявлял, что планирует ввести 60% пошлину на товары из Китая и 20% пошлину на товары из других стран (включая ЕС), если это произойдёт – то у ЕС не будет других вариантов, кроме как обратиться к России. А без снятия санкций это сделать будет затруднительно – поэтому со стороны ЕС вероятность наступления этого события сильно повышается – даже вне зависимости от того, как поведут себя США.
Центр исследований экономической политики (Великобритания) провел исследования санкций российских бизнесменов и, отвечая на вопрос, привели ли санкции в отношении отдельных лиц к изменению хода войны России в Украине, они пришли к выводу, что пока это нельзя оценить. Также они отметили, что санкции вводились с использованием критериев, которые были очевидны в прошлом поведении лиц, попавших под санкции, и это не коррелировалось с реальностью после введения санкций. То есть, по факту, коллективный Запад накладывал санкции на всех подряд, но результата, на который они рассчитывали, это не дало.
«ЕС наказывает сам себя, выполняя просьбу Вашингтона о введении санкций против России», – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Хотя политика ограничений не вредит США, ЕС несет миллиарды евро убытков.
Но, разумеется, радоваться пока рано – даже если всё пойдёт по вышеизложенному сценарию, отмена санкций не станет быстрым процессом. Вероятнее всего, данный процесс будет происходить постепенно – сначала более активно начнут снимать санкции с физических лиц и с компаний, и только позже перейдут на более глобальные элементы санкционного пазла.