Руда и высокие технологии: как педагоги колледжей изучали горную добычу

Роботизация карьерных экскаваторов, искусственный интеллект, предсказывающий, сколько можно добыть полезных ископаемых, 3D-сканер на беспилотном летательном аппарате, который может определить, опасно или не опасно вести работы в конкретном месте, – все это не фантастика, а реалии российской горнодобывающей промышленности.

Руда и высокие технологии: как педагоги колледжей изучали горную добычу
Стажеры из колледжей Железноводска знакомятся с предприятием

Для страны эта отрасль – одна из главных двигателей экономики, стратегически важный сектор, от которого зависит стабильность и развитие многих регионов. И именно здесь, в горнодобывающем деле, как предсказывают эксперты, в ближайшие годы ожидается настоящий «технологический бум».

Чтобы подготовить будущих специалистов, способных поддерживать и развивать горнодобывающее дело, появилась программа стажировок для преподавателей колледжей на крупных горнодобывающих предприятиях страны, таких как Михайловский и Лебединский горно-обогатительные комбинаты.

Можно ли объяснить студентам, как устроен процесс обогащения руды, если сам не видел его в действии? А как подготовить будущих операторов добычи, если не знаешь, что такое ультратонкий помол, грохочение и управление понизительными подстанциями? Точно так же, как в инженерии или медицине, – без реальной практики не разобраться. Но, когда перед тобой мельницы, которые измельчают руду до 30 микрон, или понижающая станция, питающая целое предприятие, каждый процесс обретает реальное значение.

Освоение педагогами разных этапов работы предприятия

В этом году Михайловский горно-обогатительный комбинат принимал одиннадцать преподавателей из Железногорска, для которых знакомство с передовым оборудованием горнодобычи началось с экскурсии по всем участкам предприятия. Здесь, среди шумных агрегатов, педагогов сразу распределили по своим направлениям, кто-то изучал оборудование, кто-то погружался в управленческие процессы производства, а кто-то осваивал новые данные для новых технологий. Помогать педагогам взялись мастера и инженеры, попутно объясняя каждый этап работы. «Когда сам видишь процесс до мельчайших деталей, это позволяет подготовить студентов лучше», – говорит Альбина Карпинская, преподаватель по электроснабжению.

Проект «Профессионалитет» и программы стажировок, которые курирует Институт развития профессионального образования, помогают таким образовательным центрам, как «МеталлКЛАСтер» в Курской области, создавать учебные программы, максимально приближенные к реальности. Местный образовательный кластер объединяет три колледжа и два ведущих предприятия, включая Михайловский ГОК и «Вагонмаш», и получает значительную поддержку: 100 миллионов рублей от федерального бюджета и 30 миллионов инвестиций от «Металлоинвеста».

Этот опыт становится важнейшим этапом для преподавателей и студентов: вместо учебников и теоретических схем – реальные технологии и оборудование, навыки, которые действительно востребованы на рынке.

Работа на реальном производственном цикле

«Стоишь в цеху, где мельницы превращают руду в порошок, и понимаешь, что без реального опыта сложно подготовить студента к такой работе», – рассказывает Валентина Горохова, преподаватель Железногорского горно-металлургического колледжа. На стажировке ей довелось увидеть в действии мельницы ультратонкого помола и корпуса дообогащения концентрата, которые позволяют снизить крупность до 30 микрон. Валентина уверена, что эти новые знания кардинально изменят ее подход к обучению студентов, ведь переданные в теории процессы обрели конкретное воплощение. «Зашла в свою лабораторию и не узнала ее: здесь всё по-другому. Оборудование – новое, высокотехнологичное. Никакой предварительной ручной работы: загрузили пробу – и сразу получили результаты. Теперь я точно знаю, к чему надо готовить наших выпускников», – не скрывает эмоций педагог.

Начальник лаборатории Михайловского ГОКа Евгений Пирожков отметил, что такие стажировки помогают преподавателям понять производственные процессы и требования предприятия к сотрудникам: «Чтобы студент приходил на производство уже подготовленным, важно, чтобы его наставник знал, какие задачи ему предстоит решать на практике».

Лебединский горно-обогатительный комбинат, где также проходила стажировка для преподавателей в рамках «Профессионалитета», стал важным этапом профессионального роста для педагогов кластера «Горное дело». Стажировка состояла из двух этапов: первый этап был направлен на изучение работы электрического и электромеханического оборудования, второй – на погружение в тонкости подземной и открытой добычи полезных ископаемых.

«Такие стажировки дают нам понимание современных процессов и стандартов работы на производстве, – отмечает Альбина Карпинская, преподаватель дисциплин, связанных с электротехникой и электроприводами. – Мы побывали в одном из самых современных цехов по электроснабжению, увидели, как устроена мощная понизительная подстанция. Эти знания позволяют скорректировать учебные программы так, чтобы студенты понимали, с чем им придется сталкиваться на практике».

Стажировка включала в себя интервью с ведущими специалистами предприятия, среди которых были кадровики, мастера производственных участков и начальники цехов. Педагоги узнали о цифровых компетенциях, которые требуется развивать в студентах, и о бережливом производстве, что помогает оптимизировать работу предприятия.

Весь процесс обучения для преподавателей был спланирован так, чтобы они могли осваивать каждую технологию поэтапно: от теоретической базы до выполнения практических заданий. Так, на Лебединском ГОКе участники программы изучали процессы, связанные с работой сложных машин и систем. Для многих это был первый опыт работы с такими масштабными установками. «Мы привыкли работать в кабинетах и лабораториях колледжа, а тут – мощные производственные линии, каждый процесс автоматизирован», – делится впечатлениями Николай Хоменко, преподаватель электротехники.

Погружение в технологические процессы предприятия

Учителя погружались в нюансы технологических процессов: от первичной обработки руды до создания конечного продукта, узнавая, какие задачи решаются на каждом этапе производства. У преподавателей была возможность поработать под руководством опытных наставников, которые делились реальными случаями из практики. «Я вижу, что знания, которые я получаю, могут помочь мне передавать студентам конкретные требования реальной работы, без которых их не примут в будущем», – рассказывает преподаватель по сварке Сергей Морозов.

Один из дней был полностью посвящен современным цифровым технологиям и их роли в горной промышленности. «Это поразительно, насколько автоматизация и цифровизация стали важными элементами. Мы узнали, как можно интегрировать цифровые технологии в обучение и дать нашим студентам навыки работы с этими инструментами уже на первых курсах», – говорит Вячеслав Жучков, преподаватель из Курска.

Проект «Профессионалитет» ориентирован на то, чтобы адаптировать учебные программы под реальные запросы производства. Сегодня преподаватели возвращаются в колледжи, уже зная, какие именно компетенции нужно развивать у своих студентов. «Педагог становится для студентов настоящим проводником в профессии, – считает Александр Левшин, главный технолог обогатительной фабрики Михайловского ГОКа. – Они не только делятся теорией, но и передают опыт, который сами получили на производстве».

Впечатления преподавателей и опыт, полученный в рамках стажировок, уже в ближайшем будущем станут залогом высокого уровня подготовки молодых специалистов. Стажировки по программе «Профессионалитет» хорошо и наглядно доказывают, что качество образования напрямую связано с реальным производственным опытом преподавателей.

Фото: Михайловский ГОК (горно-обогатительный комбинат)

Сюжет:

Про стажировки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру