«Ласточка КГБ»: выяснились подробности вербовки французского посла с помощью женских чар титулованной актрисы

Метод «медовой ловушки» практиковался на протяжении многих лет

Очередной юбилей очередного популярного советского фильма. Только на сей раз фильм-то с дополнительной «нагрузкой». Речь идет о картине «Большая семья», вышедшей на экраны 70 лет назад, 5 ноября 1954 года, и получившей вскоре награду Международного фестиваля в Каннах. Среди исполнителей главных ролей — вчерашняя выпускница ГИТИСа, которая сотрудничала со спецслужбами и которую позднее даже называли «советской Мата Хари».

Метод «медовой ловушки» практиковался на протяжении многих лет
Первая же роль в фильме «Большая семья» принесла Ларисе Кронберг громкий успех.

Для массового зрителя эта лента, снятая режиссером Иосифом Хейфицем, стала одной из любимых. Едва ли не главный козырь «Большой семьи» — прекрасный подбор артистов. Среди них уже «разгоревшиеся» к тому времени звезды экрана: Борис Андреев, Павел Кадочников, Николай Гриценко, Клара Лучко… Здесь первую свою большую роль сыграл Алексей Баталов.

Именно благодаря ансамблю исполнителей картина удостоилась в 1955-м приза престижнейшего Каннского фестиваля, причем уникального. Единственный раз за почти 80 лет существования этого международного кинофорума жюри в номинациях «лучшая мужская роль» и «лучшая женская роль» отметило Серебряной премией сразу весь актерский коллектив одного фильма — 16 человек.

Откуда вторая фамилия?

В числе лауреатов оказалась и молодая дебютантка Лариса Кронберг, едва ли не самая загадочная и даже засекреченная актриса советского кино. Такая ее потаенность вполне объяснима: ведь красавица совмещала съемки с работой агента советских спецслужб.

Подробностей из биографии этой женщины известно мало. Сама Лариса Ивановна до последних дней не хотела делиться воспоминаниями. Даже подругам, актрисам Алле Ларионовой, Нонне Мордюковой, Татьяне Конюховой, она почти ничего не рассказывала про свою жизнь вне кинематографа.

Лариса родилась в семье военнослужащего. Отец по национальности поляк, мать шведка. Девушка с отличием окончила школу, прекрасно владела несколькими иностранными языками. В 1948-м, получив аттестат, отправилась в Москву и с ходу смогла поступить на актерский факультет ВГИКа, где оказалась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Классик советского кино выделял Кронберг среди других своих подопечных. Якобы даже говорил ей: «Ты будешь бриллиантом для любого режиссера».

Далее в ее вроде бы успешно складывавшейся жизни вдруг возникла черная дыра: Лариса на год куда-то исчезла из института. Упоминается, что случилось это «по личным обстоятельствам». О них даже можно найти сведения, хотя и весьма расплывчатые. Мол, студентка выскочила замуж за красавца грузина, уехала с ним на Кавказ, родила там сына, но затем их семейная жизнь разладилась, ребенок остался с отцом, а Лариса вернулась в Москву.

Она вновь пришла во ВГИК — доучиваться. На сей раз наставником ее стал актер Владимир Белокуров. Именно он и посоветовал режиссеру Хейфицу взять свою выпускницу на одну из главных ролей в фильме «Большая семья».

Начинающая актриса справилась с этой работой прекрасно и заслуженно была вместе с признанными мэтрами советского экрана включена в список актерского ансамбля картины, награжденного в 1955 году на Каннском фестивале.

Правда, с дальнейшей кинематографической карьерой Кронберг не слишком везло. Она была зачислена в штат Театра киноактера, снялась в нескольких картинах: «Звезды на крыльях», «Посеяли девушки лен», «Девушка с гитарой»… Но роли доставались эпизодические (исключение — фильм «Ночь без милосердия», где Кронберг сыграла главную героиню).

А потом неожиданно для всех, кто был знаком с Ларисой, шарахнула новость, просочившаяся «из-за бугра». Оказывается, актриса является агентом спецслужб — одной из «ласточек КГБ». И благодаря именно ее женским чарам советские органы сумели завербовать посла Франции в Москве.

По воспоминаниям некоторых знавших Кронберг, она избегала комментировать подобную молву о себе. Женщина обосновалась в Москве, старалась вести светскую жизнь. Одно время, в конце 1960-х — начале 1970-х, темой пересудов в кругах столичной богемы стали отношения артистки с шахматной знаменитостью — гроссмейстером, чемпионом мира Михаилом Талем. Однако потом эти двое неординарных людей все-таки расстались.

Вплоть до 1987-го почти ежегодно выходили картины с участием Ларисы, но по-прежнему главных ролей героине «Большой семьи» не давали. Последняя ее работа в кино — драма «Преступление лорда Артура» (1991 г.). При этом в титрах некоторых фильмов она фигурировала как Кронберг, а в некоторых как Соболевская. Знакомые лишь гадали: откуда взялась такая фамилия? Псевдоним? Или, может быть, наследство от неудавшегося замужества?

Студенты ВГИКа с режиссером Сергеем Герасимовым. Лариса Кронберг — вторая слева в нижнем ряду.

В постель — не сразу

Все-таки следует признать, что едва ли не самую впечатляющую свою роль Кронберг сыграла не на съемочной площадке, а в «спектакле», который режиссировали специалисты из КГБ.

Пытаясь разобраться в истории сотрудничества актрисы с органами и в эпопее с «поимкой в сети» французского посла, корреспондент «МК» убедился, что публикации на сей счет содержат немало домыслов, а порой и противоречий. Пришлось обратиться за помощью к специалисту.

Итак, вот отфильтрованный рассказ о тех давних уже околокинематографических событиях с комментариями одного из ветеранов органов госбезопасности.

Их кульминация наступила в 1958-м. Сотрудники 2-го Главного управления КГБ СССР сумели скомпрометировать и вынудить к сотрудничеству главу французской дипмиссии Мориса Дежана. Посол попался в подготовленную чекистами «медовую ловушку». А главной приманкой стала артистка Лариса Кронберг.

— Метод «медовой ловушки» практиковался на протяжении многих веков. Его суть: использование красивых, умных, обаятельных женщин для решения разведывательных задач, для решения задач обеспечения безопасности государства, — пояснил эксперт Фонда национальной и международной безопасности, историк спецслужб, полковник в отставке Олег Хлобустов. — Хотя эта уловка известна давно, она до сих пор очень эффективна. Начиная с дипломатических, военных академий и заканчивая высшими офицерскими курсами людей, которые имеют отношение к государственной службе на ответственных постах, носителей секретов, предупреждают о подобной угрозе. Они сами ее прекрасно осознают. Тем не менее старый как мир метод, основанный на естественной человеческой природе, раз за разом срабатывает, приводя зачастую к ситуациям, которые заканчиваются политическими и дипломатическими скандалами, утечкой важных государственных тайн.

Среди получивших огласку подобных историй дело Мориса Дежана. Маститый французский дипломат возглавлял посольство в Москве. И там произошла однажды встреча с красивой молодой актрисой. У нее весомый, как говорят сейчас, бэкграунд: первый же фильм, в котором снялась, завоевал всесоюзную популярность и получил приз Каннского фестиваля. Это яркая личность, имеющая известность в кинематографическом мире Москвы. Понятно, что Дежан обратил внимание на новую знакомую, на самом деле являвшуюся «медовой ловушкой». С этого момента и начался процесс его превращения в «агента Москвы»…

Корреспонденту «МК» выяснить подробности вербовки Ларисы Кронберг «товарищами с Лубянки» не удалось. Все это наверняка есть в ее личном деле, а оно недоступно. Можно лишь предположить, что сотрудники ГБ положили глаз на Ларису уже во время ее институтской учебы. Ведь это был очень ценный для работы с «не нашими» мужчинами кадр: эффектная блондинка, прекрасно владеет языками, есть навыки, полученные во ВГИКе…

— Читая материалы, посвященные Ларисе Кронберг, довелось встретить упоминания о том, что якобы, когда она была студенткой, годичный академический отпуск понадобился ей, чтобы пройти курс обучения в спецшколе для агентов госбезопасности.

— Абсолютная выдумка, один из многочисленных мифов, которые сопровождают деятельность спецслужб. Насколько мне известно, никаких подобных школ для завербованных агентов не существовало, вопреки тому, что писали на сей счет за рубежом. В этом не было особой необходимости. Более того, работа секретного сотрудника сугубо конфиденциальная. А спецшкола — это же коллектив: слушатели, преподаватели и тренеры…

На самом деле, если намечена какая-то операция, проводят порой некоторые подготовительные мероприятия. Например, сводят заранее оперативного работника и одного-двух агентов, которых предполагается задействовать в операции. Они проигрывают различные комбинации и ситуации, которые могут возникнуть.

Теперь применительно к Ларисе Кронберг. Какой был смысл ее в чем-то «натаскивать»? У женщины с высшим актерским образованием и так имелась необходимая для подобных ситуаций профессиональная подготовка. В частности, коммуникабельность, внешняя непосредственность, навык свободного общения, наконец, способность достоверно изобразить любые эмоции…

— То, что Лариса получила приз Каннского кинофестиваля, — дополнительный аргумент для сотрудников органов госбезопасности именно ее использовать в данной операции?

— Полагаю, среди женщин-агентов было несколько кандидатур на роль приманки для Дежана. И их «подводили» к «объекту». Другое дело, что посол сам остановил выбор на Кронберг… То есть у Ларисы были менее удачливые предшественницы, которые стремились привлечь к себе внимание этого француза, разжечь в нем интерес, однако не смогли в итоге добиться требуемого результата…

— Значит, предпринимались еще до того какие-то попытки заманить парижского дипломата в «медовую ловушку»?

— Допускаю, что и раньше наши пробовали его поймать на «женский крючок». Ведь он к моменту знакомства с Кронберг уже более двух лет находился в Москве. И его интерес к прекрасному полу уже был замечен сотрудниками советских спецслужб, оценен ими под соответствующим углом зрения. Однако до Ларисы попытки заманить в сети женских чар потерпели неудачу.

— Известно, что этих двоих познакомил Сергей Михалков. Он представил Ларису французскому послу на одном из светских раутов. Знаменитого поэта спецслужбы использовали втемную, и он подвел Кронберг к Дежану безо всякой задней мысли?

— Допускаю, что эти двое — Михалков и Кронберг — уже были к тому времени знакомы. Возможно, маститого литератора попросили: представьте ее послу, который вас хорошо знает… Лариса Сергею Владимировичу немножко подыграла: вовремя оказалась рядом с ним, вовремя завела разговор… На том светском приеме могли быть и другие люди, задействованные в этой операции, они тоже подыгрывали, подсказывали что-то молодой женщине. Например, момент, когда следует «случайно» подойти к Михалкову — как раз перед тем, как к нему приблизится Дежан. А дальше уже все вполне естественно выглядело: «Господин посол, позвольте вам представить нашу замечательную актрису, которая не так давно получила приз на Каннском кинофестивале за лучшее исполнение женской роли в фильме».

— Является ли этот эпизод из спецоперации советской контрразведки признаком того, что Михалков-старший сотрудничал с «органами»?

— Ни в коем случае нельзя подобное утверждать. Хотя среди представителей мира искусства, театрального, кинематографического, литературного, были самые разные люди, там все могло происходить.

— Вы чуть раньше в нашем разговоре отвергли предположения о том, что Лариса Кронберг, начиная работать на КГБ, прошла курс спецшколы. Но ведь женщине-агенту, которой предстоит выступить в роли «медовой ловушки», нужно какие-то навыки предварительно приобрести? Может быть, с психологом поработать, чтобы научил ее эффективным подходам к мужчине для быстрого получения требуемого результата?

— Насчет ее работы с психологом ничего не знаю, а по поводу рекомендаций специалиста… В подобных ситуациях всегда следует исходить из того, что объект «охоты» заранее изучен. Известны его интересы, круг общения, излюбленные места для посещения… Известно, на что он обращает внимание, что и почему его разочаровывает, раздражает… Возможно, удается даже уточнить тот женский типаж, который ему нравится. Все это должно быть учтено при подготовке операции, и такие накопленные сведения позволяют потом более успешно манипулировать человеком, который является объектом разработки.

Посол Франции в СССР Морис Дежан.

— То есть Ларисе Кронберг могли подсказать предварительно, как себя вести с Дежаном в определенных ситуациях?

— Безусловно. Ведь ей была поставлена цель: установить контакт с дипломатом, вызвать к себе интерес и, что очень важно, его поддерживать. Речь не шла о том, чтобы сразу тащить дипломата в постель. Их отношения должны были развиваться постепенно. Возможно, ей даже порекомендовали, чтобы не вызвать у Дежана подозрений, держать с ним поначалу некоторую дистанцию, не идти легко на физические контакты, демонстрировать сдержанность. И лишь позднее показать французу: он настолько для нее привлекателен, она испытывает к нему такие сильные чувства, что готова ради этого пренебречь всеми условностями морали…

— В литературе для подобных завербованных чекистами женщин-агентов встречается обозначение «ласточки КГБ». Это реально существовавший термин или вымысел?

— Такое выражение пришло из-за рубежа. Западные газеты, журналы, радио, телевидение о работе Комитета госбезопасности писали, говорили много и далеко не всегда приводили достоверную информацию. Понятно, что тамошние журналисты стремились дискредитировать спецслужбу противоборствующей стороны. Именно из зарубежных СМИ выражение «ласточки КГБ» пришло к нам. Можно сказать, что это жаргон. Думаю, ни в одном оперативном документе такой формулировки не найти. А как определение амплуа — не только актрисы, но и вообще секретного сотрудника женского пола — выражение могло у нас в обиходе использоваться.

Я бы не сказал, что существовали определенные категории агентов, которые только на сексуальной привлекательности работали. Потому что в этом случае отдача будет достаточно низкая. Очень важна и интеллектуальная составляющая. С оперативной точки зрения польза от одной лишь выгодной внешности равна нулю.

Такое «галантное» обхождение

Операция по вербовке французского дипломата получила кодовое название «Галант». Судя по всему, она длилась около двух лет. Морис Дежан представлял для советских органов очень ценную добычу: не просто посол, но давний, со времен войны, друг президента Франции. Причем Шарль де Голль внимательно прислушивается к его высказываниям по поводу взаимоотношений с СССР, по вопросам международной политики…

Вариант с Ларисой Кронберг сработал: ценитель очаровательных блондинок Дежан сразу же запал на нее. После того светского приема, где состоялось их «случайное» знакомство, отношения этих двоих неуклонно развивались, встречи стали регулярными. Впрочем, самый последний рубеж до поры все-таки не был перейден.

Следует уточнить, что при подготовке плацдарма для будущей «атаки» Кронберг придумали подходящую легенду: красавица актриса замужем, супруг геолог, часто уезжает в длительные командировки.

Убедившись, что француз влюбился по уши, кураторы Ларисы дали ей команду, что пора «сдавать неприступные бастионы». Момент для этого подобрали самый подходящий: мадам Дежан как раз уехала из Москвы отдыхать на курортах Швейцарии. «По счастливому совпадению» оказалось, что и у Ларисы муж тоже «оказался в отъезде».

Женщина пригласила француза провести вечер у нее. Надо ли говорить, что эта «Ларисина», а в действительности чекистская конспиративная квартира (согласно некоторым источникам, она располагалась в одном из домов в Ананьевском переулке) была заранее нашпигована аппаратурой. Так что все подробности интимной встречи были запротоколированы. После первого секс-свидания состоялись второе, третье… Накопив достаточно компромата на посла, чекисты перешли к завершающей стадии операции.

В разгар очередных любовных утех этой парочки в квартиру вдруг ворвались двое мужчин. По легенде, это были внезапно вернувшийся муж и его приятель. На самом же деле оба являлись сотрудниками органов.

Дальше был разыгран спектакль, партитуру которого заранее тщательно расписали. Разъяренный «муж» вытащил голых любовников из постели и стал угощать «совратителя жены» тумаками, кричал, что убьет его. Для пущей достоверности мизансцены несколько оплеух досталось и «изменщице» Ларисе. Подыгрывая, Кронберг стала умолять «супруга» не трогать Дежана: «Это же иностранец! Французский дипломат!» Напарник «геолога» тоже якобы пытался удерживать товарища от жестокой расправы. В итоге, как и было запланировано чекистами, послу дали возможность улизнуть из квартиры.

Теперь путь его лежал к человеку, который единственный мог избавить попавшего впросак дипломата от позора. Но господин посол не знал, кем на самом деле является его спаситель.

— В разработке операции с Дежаном и даже в ее реализации на определенном этапе напрямую участвовал начальник 2-го Главного управления КГБ СССР генерал Грибанов…

— Олег Михайлович действительно курировал данную операцию. Подготовка велась под его руководством. В какой-то момент Грибанов сам выступил в качестве действующего лица. Его заранее представили послу как советника Председателя Совета Министров СССР Горбунова, состоялись даже их рабочие встречи для обсуждения некоторых возможных перспектив сотрудничества двух стран. Вот к такому влиятельному чиновнику и бросился француз за помощью, когда возник для него чреватый последствиями форс-мажор. Дежан, возможно, догадывался, что это не советник предсовмина, а совсем другой человек. Но в той щекотливой ситуации, в которой он оказался, дипломату было важнее всего сохранить свое честное имя, статус, не допустить огласки произошедших пикантных событий.

Грибанов «вошел в положение» визитера, согласился помочь, но… Вслед за тем высказал некоторые пожелания о той ответной помощи, которую хотел бы получить от господина посла… Вот так генерал и осуществил непосредственную вербовку француза.

— В результате Морис Дежан стал советским агентом влияния. То есть наши могли теперь его побуждать к тому, чтобы он какие-то советы, выгодные для СССР, давал де Голлю, с которым были весьма доверительные отношения?

— Оценки событий, явлений, данные послом, крайне важны руководству государства. В то время СССР был для Франции очень серьезным фактором, который влиял на политику правительства де Голля по отношению к НАТО… Отдельные высказывания Дежана в интервью, его опубликованные материалы привлекали большое внимание во Франции. И если там все излагалось в полезном для СССР ключе, это имело для нашей страны громадное значение.

— Насколько я знаю, завербованного дипломата у нас поощряли не прямыми выплатами денег, а высокими гонорарами за его статьи, за выступления на конференциях, заседаниях общества дружбы, ценными подарками по случаю праздников…

— Конечно, так было. Это все знаки внимания, признательности, высокой оценки сделанного им. За такую деятельность в наших интересах его благодарили, в том числе материально. Подобным образом все спецслужбы стимулируют своих эксклюзивных агентов или кандидатов на вербовку. Ничего нового здесь нет.

Л.Кронберг в фильме «Ночь без милосердия» (1961 г.).

Золотые часы с бриллиантами

История «грехопадения» французского посла и его вербовки советскими контрразведчиками оставалась скрытой от всех на протяжении нескольких лет. Но в начале 1960-х вдруг громыхнул скандал с разоблачением, оборвавший плодотворное сотрудничество наших органов с ценным агентом влияния.

Виновником оказался невозвращенец Юрий Кротков, кинорежиссер, драматург и по совместительству сотрудник КГБ. Есть упоминания о том, что именно он в свое время стал инициатором вербовки Ларисы Кронберг. Своей «крестнице» он дал позднее такую характеристику: «Лора была самой эффектной из всех «ласточек». Длинноногая и соблазнительная <…> с красивым лицом и завораживающим смехом».

Кротков имел отношение к операции с «медовой ловушкой» для Мориса Дежана. Спустя некоторое время он сбежал из СССР на Запад. Оказавшись в Англии, опубликовал свои рассказы об известной ему операции «Галант», расшифровав таким образом соблазнительницу Ларису Кронберг и не устоявшего перед ней посла. Столь скандальная информация попала во Францию и СССР.

— Олег Максимович, события с побегом Кроткова и появлением его публикации относятся вроде бы к 1963 году?

— Да. Но сперва, еще до публикации, были, как всегда в подобных случаях, допросы невозвращенца в контрразведывательной службе. Там перебежчик все и выложил. Причем рассказал он наверняка гораздо больше, но британцы решили предать огласке именно «дежановский» эпизод. Он им выгоден: это ведь и компрометация посла Франции, и косвенный удар по де Голлю. Французский президент тогда попросил штаб-квартиру НАТО покинуть Париж, и западные партнеры его считали ненадежным союзником.

Когда благодаря стараниям английских спецслужб всплыла вся эта история, Дежана, конечно, отозвали из Москвы, но каких-то более серьезных негативных последствий он не испытал. Де Голль его от себя не отдалил. А советская сторона долго еще привечала своего ценного помощника. К 80-летию экс-посла наградили орденом Дружбы народов. На протяжении довольно длительного времени он возглавлял во Франции Общество советско-французской дружбы…

Ну а что же Лариса Кронберг?

За ее участие в вербовочной спецоперации киноактрису поощрили ценным подарком — золотыми швейцарскими часами, инкрустированными бриллиантами. А еще, что было очень важно для иногородней женщины, ей оформили столичную прописку и выделили комнату.

Других наград Лариса Ивановна не дождалась. Она прожила долгую жизнь и скончалась весной 2017-го в полном одиночестве, унеся с собой все свои тайны. В каких еще операциях участвовала эта «ласточка КГБ», не известно.

— Кронберг — единственная советская актриса, которая являлась еще и сотрудницей органов госбезопасности? Или были другие артистки-агенты?

— Думаю, она была не первая и далеко не единственная.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29398 от 6 ноября 2024

Заголовок в газете: «Сладкий капкан» для посла

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру