Никакая это не эвтаназия: эксперт рассказал, что по немецким законам создатель библиотеки Флибуста был убит

«Последние 8 минут очень больно»

Во вторник стало известно, что умер основатель бесплатной библиотеки «Флибуста», известный под псевдонимом Stiver. Его настоящее имя никто не знал.

«Последние 8 минут очень больно»

Незадолго до этого у мужчины обнаружили неоперабельную опухоль головного мозга. Stiver якобы ушёл из жизни при помощи эвтаназии в Германии, где жил последние годы. «МК» анонимно побеседовал с медиком из этой страны, который сообщил, что по их законам по факту смерти должно обязательно проводиться расследование, так как на эвтаназию это не похоже.

Уже после смерти от Stiver пришло сообщение:

«Здравствуйте, вроде бы определилась дата моей смерти. Хочу использовать возможнось assisted suicide, который в Германии теперь разрешен. Если все пойдет по плану, то завтра, в воскресение 20.10. получу смертельную дозу … (название препарата). Если не отпишусь в понедельник, значит сработало :) Просьба тогда во вторник опубликовать эту информацию - для истории и чтобы остановить любые сборы «на помощь Стиверу».

«Флибуста» была создана в 2009 году. Одна из самых популярных «пиратских» онлайн-библиотек была заблокирована в России в 2016-м по решению Мосгорсуда. В сентябре Stiver анонсировал закрытие проекта, но 19 октября в его блоге появился пост, что проект продолжит работу. 22 октября было опубликовано прощальное письмо «капитана», как его называли пользователи библиотеки.

— Да, у нас экспериментируют с assisted suicide, так называемой добровольной смертью при помощи ассистента, — рассказал немецкий доктор. — Но в этом последнем случае, который вы описываете, все не так однозначно. Тот препарат, который ваш Stiver назвал, его обычно используют в качестве анестезии при проведении несложных операций. Его вводят струйно через капельницу. По законам Германии, если тяжелый паллиативный больной захотел умереть, ему после долгих консультаций и обследований состояния могут выписать рецепт в аптеку. Но он сам принимает решение, что ему делать с этим рецептом дальше. Может и передумать. Никто напрямую в этом не участвует. Сам пациент, тем более не врач, а айтишник, иголку в вену не поставит, для этого нужен помощник. Если все так и было, то должно проводиться расследование по факту смерти.

— А это вообще легкая смерть?

— Нет. Замедляется сердечный ритм, так как препарат влияет на калиевые и натриевые каналы сердечной мышцы. И он блокирует натриевые каналы, из-за этого происходит расслабление мышц. Но это, в общем-то, не тот препарат, который в принципе используется для того, чтобы кого-то умертвить. Начинается злокачественная гипертермия, идет паралич сердечной мышцы и паралич дыхания, естественно, в агонии умирающий задыхается.  6-8 минут это все где-то длится, и как минимум очень больно.

— Но если пациент передумал, он может отказаться?

— До определенного момента да, если это происходит в присутствии специалиста. Так-то он в сознании. Но все зависит от дозы.

— И все-таки официальная assisted suicide в Германии разрешена?

— До сих пор продолжаются законодательные споры насчет этичности и законности процедуры. Все это на самом деле «серая зона» в законодательстве. Но есть разные исследовательские программы, которые это практикуют. Были скандалы на эту тему, когда тестировалась так называемая капсула смерти. Поэтому проще, если есть деньги, ехать за assisted suicide в Швейцарию, где эта практика более распространена.

Была клиника, которая проводила такие эксперименты. Они сейчас подозреваются в незаконных методах, в отношении них возбуждено уголовное дело, подключилась прокуратура. Они собрали под свой проект так называемую капсулу смерти деньги с инвесторов.  Инвесторы профинансировали ее создание, продвижение, рекламу в интернете и так далее.  Это все было на спонсорские деньги.   Больше 10 человек участвовало в проекте, они сейчас все под арестом, может, Stiver с кем-то из этой программы договорился. 

Ну, например, если человек в экспериментальной программе, он безнадежно болен и из-за этого у него сильная депрессия, то некоторое количество экспертов склоняется к тому, что он может представлять опасность не только для себя, но и для окружающих. Это клиническая депрессия, которая вызвана медикаментами и опухолью.  Разрастание опухоли в головном мозге ведет к подобным психическим расстройствам. Но вначале такие люди получают седативные препараты. И опять же, это не просто — захотел и сделал, тут обязательно подключают специалиста по этике, юриста, врачей, чтобы понять, насколько больной безнадежен. Конечно, Stiver мог договориться в частном порядке и заплатить. Но это статья Уголовного кодекса, это тяжкое преступление, Потому что кто-то спланировал этот шаг, принёс препарат, поставил капельницу, довел дело до конца, зафиксировал смерть. Я не знаю, кто с ним работал, какие психологи и психиатры, насколько его основной диагноз был действительно смертелен и насколько он сам по своему желанию пошел на такой шаг, или его уговорили. Но если он написал правду в своем последнем письме, то для Германии это совершенно точно хладнокровное убийство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру