Только ему автор «Парфюмера» Патрик Зюскинд позволил поставить свое произведение на театральных подмостках в формате рок-оперы, а его «блатнячок» «Витек» тепло приняли братки. И лишь его стопроцентные хиты «Америка-разлучница» и «Белый вальс» превратили музыкального педагога Ирину Шведову в звезду российской эстрады. Два года назад Демарина лишили звания Заслуженного артиста Украины лишь за то, что в свете известных событий он выбрал Россию. С 65-летием Игоря Демарина через «МК» поздравили его друзья и коллеги.
ДАТЫ:
1972 – в возрасте 13 лет сочиняет свою первую песню «Много лет» на собственные стихи.
1979 – армейская служба в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Черноморского флота в Севастополе.
1986 – приз зрительских симпатий на конкурсе «Юрмала-86».
1987 – участие в фестивале «Песня года». Исполнял вместе с Павлом Дементьевым песню Александры Пахмутовой «Октябрь 17-го года» первым номером.
1988 – Гран-при всесоюзного конкурса стран социалистического содружества «Крымские зори-88» (Ялта).
1988 – Заслуженный артист Украинской ССР.
1989 – дипломант Международного фестиваля песни в Сопоте (Польша).
1992 – лауреат Международного конкурса песни «Ступень к Парнасу».
2007 – премьера рок-оперы «Парфюмер» (московский театр «Новая опера»).
2012 – завершена работа над мюзиклом «Адам и Ева» – либретто Канделя, стихи И. Белого (театр «Шалом», Москва).
2021 – рок-моноопера «Зеркала» в Московском театре «Около дома Станиславского».
2022 – лишение звания «Заслуженный артист Украинской ССР».
Аким Салбиев, кинорежиссер, актер, певец, заслуженный деятель искусств РФ:
– Игорь Демарин в музыке уже больше четырех десятилетий. Если сказать о нем тремя словами: талантливый и красивый, то есть сценичный и очень скромный. Я был потрясен тем, что после выхода фильма «Парфюмер» Тома Тыквера (2006) на следующий год вышла рок-опера Игоря Демарина «Парфюмер» – потрясающее глубокое произведение композитора. У него несколько рок-опер, но мне особенно близки его «Парфюмер» и рок-опера на стихи моего любимого поэта Семена Кирсанова «Зеркала».
Он всегда стоял и стоит особняком к попсовой тусовке. Демарин – продолжатель музыкальных традиций Александры Николаевны Пахмутовой. В его песнях очень много музыки. Его песни – это гимны любви. Первая звезда первой «Юрмалы» – приз зрительских симпатий и это не жюри из 5-6 человек, а зрителей многотысячного зала «Дзинтари».
Но я помню другую историю, когда Демарин представлял Советский Союз в 1988 году на главном в международном европейском фестивале в Сопоте, где ему аплодировала мировая звезда певица Ким Уайльд. Все он прошел: и песню года, и получил гран-при ялтинского фестиваля, но Игорь остался таким настоящим музыкантом содержательным крепким красивым.
Я вспоминаю слова своего учителя, великого режиссера Сергея Герасимова, что каждый человек может быть актером, но не каждый актер – человеком. Вот Игорь Демарин такой. Каждый может написать песню, стать композитором, но не каждый композитор – человек. Это высокое имя он несет уже так долго и никогда не был замечен в скандалах. Такой счастливый Игорь Демарин.
Константин Сергеев, продюсер, искусствовед:
– Очень яркий и заметный человек в той палитре. Были ли его песни конъюнктурой или писал он их искренне, но его творчество было в ногу со временем и на злобу дня, и эти песни находили дорогу к сердцам слушателя.
В первый раз я услышал о нем как о композиторе в 1987-м, когда его песню «Доктор время» спел Валерий Леонтьев. Песня была необычная, остросоциальная – гражданственная, философская лирика, которая заметно отличалась от основного потока песен того времени.
Потом у него пошла сольная карьера. Демарин был достаточно известный и любимый публикой артист, автор-композитор. В зале «Россия» у него были сольные концерты. Часто участвовал в сборных концертах. Из его песен 90-х я хорошо запомнил песню «Заграница» – во время раздела и развала Советского Союза песня яркая, красивая, с запоминающейся мелодией. Демарин всегда работал с хорошими авторами-текстовиками, в основном с Украины.
У них был творческий дуэт с Ириной Шведовой. Он написал ей «Белый танец» и «Америка-разлучница». Не так давно эту песню в одном телешоу федерального канала перепела певица Слава, что стало новым рождением этого хита. Потом он начал петь более шансон-репертуар. Его песня про Витька была стилизована под шансон, но у нее были красивые гармонии и яркий текст.
Юлиан, певец, заслуженный артист России:
– Знаю Игоря Демарина уже более 30 лет. Мы познакомились с ним еще в 90-х. Он написал для меня очень много песен. Но при встречах с Игорем я всегда говорю, что наши главные песни еще впереди. Уверен, что он напишет для меня еще много песен.
Те песни, которые он уже для меня написал, до сих пор звучат – абсолютные шедевры: «Старый каштан», «Кошки», «Мэрилин», «Прощайте, мальчики», а его песней «Пересечемся» я закрываю все свои концерты.
Для меня Игорь – это невероятная глыба, композитор высшего пилотажа. Его имя еще загремит. Попса вся схлынет скоро, а истинное останется, и настоящая музыка будет востребована – все к этому идет. Я верю в перемены: в музыке произойдет революция, потому что невозможно слушать Ольгу Бузову и мы вернемся к истоку и настоящему. А Игорь Демарин – это продолжение лучших традиций нашей музыки. Я могу поставить его в один ряд с Пахмутовой. И то, что он пишет не только музыку, но и рок оперы – достойно отдельного внимания. Его рок-опера «Парфюмер» вообще шедевр. Несколько раз приходил на нее. Это высший пилотаж в композиторском искусстве. Демарин – великий мелодист. Все его песни – шедевры. Все, что он пишет, вне времени и моды. А все настоящее всегда вне моды.
Хочу пожелать ему терпения. В России надо жить долго. И думаю, он займет то место, которое он должен занимать. Я верю, что звезда Демарина еще взойдет и очень ярко. Он очень много сделал, но еще больше ему предстоит сделать. Это тот композитор, с которым хочется работать.