76-летний Валерий Борисович Аникеев вместе со своими козами живет в 10 минутах ходьбы от метро улица «Скобелевская». По дороге к его хозяйству я не встретила ни одной козы. Столкнулась с двумя только около дома пенсионера. Одна щипала траву и громко блеяла.
- Вот они, где живут эти твари, - остановились рядом две пенсионерки. – Вонь-то какая стоит. Фууу.
Женщины еще немного поворчали и удалились.
Следом подошли два подвыпивших парня.
- Ух ты, какое у него хозяйство большое, - присел на корточки один и заглянул под козла.
Соседка Аникеева призналась, что устала от журналистов: «Вы не думайте, что хозяин коз - душка, матом покроет, мало не покажется. И че вы к нему все таскаетесь, писать больше не о чем?»
Ну а мнение жителей близлежащих многоэтажек можно прочитать в районных чатах. Вот пара цитат: «Удивляюсь, как ещё коз на шашлык не пустили», «Они буйные, на людей бросаются», «Весь асфальт в их дерме», «Сожрали кусты на Скобелевской, обглодали кору у деревьев», «В мусорке роются, машины царапают».
Короче, не любят в Южном Бутово коз…
Люди жаловались в управу, в полицию, писали депутатам, обращались даже к президенту, чтобы их избавили от козьего соседства. Да все без толку.
«Я их не режу, морально тяжело»
Вскоре из покосившегося дома вышел сам Валерий Аникеев.
- Это вас коза зовет? – киваю на блеющее животное.
- Это она друга своего зовет, мол, пойдем, мой дорогой, я тебя жду. А он не хочет к ней выходить...
О предстоящем суде мужчина на тот момент не думал.
- Да ну их всех, - не сдерживается. - Я даже не знаю, какой вопрос ко мне. Не пойму, кто подал в суд… Адвоката у меня нет, сам идти не хочу. Ко мне вчера заявились из ветеринарной клиники, Туберкулин вводили двум маленьким козочкам, чтобы определить, не болеют ли они туберкулезом. Я поинтересовался, какие ко мне претензии. Мне ответили: никаких.
Тем временем две козы стали отталкивать меня от хозяина.
- Ревнуют, - замечает Валерий Борисович. - Антошка, не трогай, она хороший человек.
Козел Антошка посторонился, но далеко не отошел.
- У меня осталось тринадцать коз, потому что вчера одного зарезали, - буднично докладывает Аникеев. - Сегодня будем его есть. В духовке в фольге запечем. По вкусу, как форель. Приходите на ужин.
- Вам их не жалко?
- Я не святоша, чтобы не есть мясо. А вы что, не едите? Правда, режу их не я. Морально тяжело.
Пенсионер предлагает прогуляться до ветеринарной клиники и задать там неудобные вопросы. По дороге рассказал о жизни.
- Я здесь живу давно. Сыну уже 33 года. Ещё есть дочь, но она предательница. Предала нашу Россию, уехала в Данию. Когда ей было 16 лет, я взял её с собой за границу, она там познакомилась с парнем.
- Вы работали в Европе?
- Нет, - хитро улыбается. - Я не про работу, я люблю жизнь.
И затянул: «Я люблю тебя жизнь, и надеюсь, что это взаимно…»
- А сын со мной живет, – продолжает Аникеев. – Мы с ним вместе доим коз, ухаживаем за ними. Хочешь, тебя научу доить?
Подходим к автобусной остановке. Весь асфальт в коричневых шариках.
- Это от моих коз. А вы мне предлагаете подметать за ними? Да и разве в этот горох можно вляпаться? Собачье дерьмо посущественнее будет. Об мои «шарики» ботинки не испачкаешь, а вот об собачье… Ну, вы поняли.
На вопрос, как ему пришло в голову завести коз, мужчина вспоминает: «Так раньше тут деревня была. Все держали скот. Кругом были поля, где животные паслись. Потом деревенские дома снесли, построили многоэтажки. Почему на нашей улице не снесли, не знаю, задайте вопрос правительству. Я в очереди на жилье стою 33 года, дом у меня аварийный, стена упала, крыша обвалилась».
Интересуюсь, в курсе ли мужчина, что его козы прыгают по чужим машинам?
- Так люди бросают машины в неположенном месте, вот козы и прыгают, - оправдывает своих подопечных Валерий Борисович. – Я знаю, кто на меня жалобы пишет. Есть один сосед, он грозился натравить жителей на моих коз. Еще с одной соседкой мы в контрах. Я как-то повесил белье сушиться, а она стала половые дорожки выбивать. Мне пришлось все перестирывать. Или вишня у меня росла возле забора. Так она специально рядом посадила елку, которая загородила солнце. Я ее обругал. Она обиделась.
- Жители жалуются, что ваши козы везде гуляют.
- Да, они даже в Северное Бутово доходят, но всегда возвращаются, потому что умные! – не спорит Аникеев. - Они дорогу по зебре переходят. Ночью козочки пускаются в загул, как все женщины.
- Почему именно коз завели?
- Я бы крокодила завел, – то ли шутит, то ли всерьез говорит Аникеев. – За свиньями тяжелее ухаживать. Хотя козы тоже дорого обходятся. Для них нужно машину сена заказать, зерно даю, иногда геркулес.
- Если суд скажет избавляться от коз, куда вы их денете?
- Согласно закону, я на своей территории имею право держать 21 голову мелко-рогатого скота плюс приплод. Как я понял, меня упрекают, что мои козы не должны выходить на улицу, потому что они гадят. А собаки что не гадят? Еще как с***, прямо под моей калиткой.
«Я на СВО собирался»
В ветеринарной клинике нашему визиту не удивились. Видно, что Аникеев тут частый гость.
- Выдайте мне справку, какие у вас ко мне претензии, - заявил с порога пенсионер.
- У нас нет к вам претензий: ваши животные привиты и обследованы, - поясняет один из сотрудников. - Мы об этом сообщили в проверяющие органы. Может, у ветеринарного комитета есть, это же они предписание выписали. И жители недовольны. То, что, от вашего дома пахнет какашками, – это не самое страшное. Самое страшное, что козы могут пострадать от машин и собак.
Валерий Борисович соглашается: «Я однажды отбивал свою козу от бешеной собаки. Затем пожаловался в управу, так никто меня слушать не стал. Попросил выделить мне землю, чтобы сделать загон для коз. Мне в ответ: иди да купи. Я удивился: где я куплю? И услышал: да хоть в Магадане».
Ветеринары и Валерий Борисович вспоминают, как в прошлом году у пенсионера украли двух его коз.
- Я в милицию заявил, номер машины воров назвал, так никто и не стал разбираться, - серчает Аникеев.
Сотрудник ветеринарной клиники открывает районный чат. «Вон, гляньте, вашего Антошку вчера собака покусала», - показывает видео.
- Вы случайно не этого козла вчера зарезали? – тут же спрашивает женщина-ветеринар. - А то он может быть заразный.
- Нет, другого, - буркнул Аникеев.
Разговор с Валерием Борисовичем мы продолжили за воротами клиники.
- Я согласен, много коз у меня, но они постоянно рожают, что я сделаю? - рассуждает собеседник. – Недавно родились пять девочек, я их не могу резать, под нож идут мальчики.
- Не боитесь, что ваших коз могут загрызть собаки?
- У меня нет претензий к собакам, мои козы сами могут защитить себя. Даже волки не могут взять козу, это не так просто.
И прочитал басню Крылова: «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться…»
- Кстати, ко мне за молоком приезжают сотрудники полиции, я их всегда угощаю. Молока мои козы дают много. В день ведро выходит. Вот я на суд хочу молоко принести, пусть все попробуют. Однажды телевизионщики мое молоко сдали на анализ. Специалисты подтвердили, что такого качества молока они еще не видели.
Напоследок Аникеев неожиданно выдал: «Я ведь на СВО собирался, но меня не взяли. По возрасту не прошел. А так бы я пошёл. Я ведь офицер, а бывших военных не бывает».
«Какашки твердые, как орешки»
На следующий день мы встретились с Валерием Аникеевым в Зюзинском районном суде. Молоко пенсионер принес, как и обещал. Журналистов угостил. Правда, не все рискнули пробовать.
Дело коз уместилось в двух томах. Само судебное заседание напоминало театр одного актера, где первую скрипку играл хозяин коз.
Представитель комитета по ветеринарии г. Москвы заявил, что козы представляют эпидемиологическую опасность, являются распространителями опасных заболеваний. Перечислил нарушения, допущенные ответчиком: на территории, где проживают животные, отсутствует площадка для хранения навоза, не оборудовано выгульное место, нет ограждения.
- Все неправда, чушь! – парировал Аникеев. – Все требования выполнены. Эх, далеки вы от сельского хозяйства. Козы у меня привиты, а навозную кучу я обрабатываю. Вы в курсе, что какашки у коз твердые, как орешки? Я их складываю в одно место, кладу туда калифорнийских червяков, которые перерабатывают навоз.
Судья зачитала многочисленные жалобы местных жителей: «Дети не могут спокойно гулять, взрослые боятся коз», «Животные копытами разбивают стекла машин, продавливают капот, мнут крыши».
Аникеев отбивался: «Прыгают мои горные козлы на машину, потому что играют в "Царь-гору". А на некоторых видео, которые снимали местные, был черный козел, а мои белые. Так что не один я в Бутово держу коз».
Пенсионер слукавил, что козы без его ведома не гуляют по району, и пожаловался на соседских собак: «На мою территорию бешенные собаки залезают. Одна укусила козу. Полиция разбираться не стала. Коза выжила. Но мы потом ее, к сожалению, съели. Она уже старая была».
После того как судья удалилась для вынесения решения, засобирался и Валерий Борисович: «Жалко мне судью, которой приходится рассматривать эту галиматью. Не стану я ждать, смысла не вижу, без меня все решат». Обратился к собравшимся журналистам: «Неужели вам интересно писать про это? Это же просто чушь!»
Представители суда попросили все-таки задержаться истца.
Суд постановил оставить коз Аникееву, но в течение месяца устранить нарушения: поставить забор и приобрести специальные антибактериальные ванночки для животных.
- Я доволен решением, коз мне оставляют, буду жить, как жил, - прокомментировал Валерий Борисович. – Сегодня вернусь домой и полью участок дезинфицирующем раствором.