Обучаются преподаватели по новым программамм, разработанным Институтом развития профессионального образования.
Важнейшая часть программ обучения – стажировки на предприятиях реального сектора экономики.
В этом году стажировку уже прошли более 4 тысяч преподавателей колледжей, методистов и мастеров производственного обучения. Да, высокий уровень производственных навыков работы на современном оборудовании нужен не только рабочим у станка, но и преподавателям, особенно когда стоит конкретная задача – создать образовательную программу обучения студентов с учетом запроса работодателя, подготовить и выпустить студента, обладающего теми навыками и компетенциями, которые необходимы на предприятии, где так ждут молодых квалифицированных рабочих.
Институт внес в программы обучения преподавателей новинку, перевернувшую всю суть заурядных курсов повышения квалификации. Второй год преподавательский состав стажируют сами предприятия – лидеры своих отраслей. Чашки кофе, аудионаушники и тетради с многочасовыми конспектами – классический набор любых подобных программ – остались дома. Более 100 концернов и заводов, включая такие гиганты, как ТАТНЕФТЬ, Еврохим, УралПромМаш, выделили преподавателям своих лучших мастеров, от рабочих до начальников цехов.
В программах обучения без теории не обошлось, теоретические материалы представлены в первом модуле программ, но вот уже второй практический модуль – стажировка – у каждого свой, в зависимости от специальности и предмета, который преподает педагог. Нефтехимики со всей страны стажировались на предприятиях Сибири, лесная промышленность – на заводах Вологды, металлургия – в Мурманской области и в Татарстане, и далее по списку 19 отраслей экономики.
В этом году обучение проходят почти 5,5 тыс. человек из 58 регионов-участников. Это 150 кластеров – объединений колледжей с предприятиями.
Более 30 преподавателей кластера «Информационные технологии» Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники стажировались на базе Яндекса в Москве и Кванториума в Екатеринбурге. «Очень ценно окунуться в деятельность крупной ИТ-компании и узнать о работе в сфере информационных продуктов. Сотрудники Яндекса – очень доброжелательные и отзывчивые. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество, в том числе на территории Новосибирской области!» – рассказал Евгений Щерба, преподаватель колледжа.
Третий модуль – стажировки в мастерских образовательных организаций и технопарках – это уникальная возможность для педагогов увидеть, как работают новейшие образовательные технологии в реальных условиях колледжей. Именно там создают и тестируют учебные программы, в основу которых положены навыки и компетенции, необходимые на реальном производстве.
Программа третьего модуля длится 72 часа и включает в себя различные формы обучения. Здесь преподаватели не просто знакомятся с оборудованием, но и учатся проводить занятия по новым методикам, адаптируя их под требования рынка труда и современных предприятий.
Формула успеха модуля на практике выглядит так: 2 часа вводных дистанционных теоретических занятий, 36 часов практической подготовки – стажировок в технопарках и центрах опережающей профессиональной подготовки, 22 часа дополнительных консультаций и самостоятельной проектной работы и, наконец, подготовка и сдача демонстрационного экзамена. Курс большой, но преподаватели не скрывают, что работать в технопарках не только интересно, но и крайне полезно, ведь это помогает приблизиться к реалиям своего колледжа. Модуль помогает составлять памятки и алгоритмы для работы в технопарках, инструкции для студентов. Преподавателям наглядно объясняют формы организации производственного обучения: бригадная, индивидуальная, фронтально-групповая. Помогают организовать студентов для учебно-производственной деятельности в мастерской.
WEB-технолог Ставропольского регионального колледжа вычислительной техники и электроники Наталья Владимирова так описывает свою стажировку в федеральном технопарке в Калуге: «Сама компетенция web-технология для меня далеко не новая, вместе с командой я принимала участие в программе «Профессионалы» и заняла там третье место. Материально-техническая база для стажировок здесь производит невероятное впечатление. Мы погрузились в мир робототехники, узнали много новых технологий. Удивляет масштаб и разнообразие мастер-классов. Сложные вещи преподносят просто и доступно, так же я хочу выстроить теперь и свою обучающую программу».
Пройдя стажировки на ведущих предприятиях страны, а затем в технопарках и кванториумах колледжей, преподаватели возвращаются с багажом новых знаний и идей, которые они сразу могут применить на своих занятиях. Студентам такой подход открывает прямую дорогу к высокооплачиваемой работе на предприятии в первый же год выпуска, а страна получает нужные ей кадры в нужных отраслях промышленности и областях экономики фактически по прямому заказу самих предприятий.
Специалисты ИРПО убеждены – программы стажировок необходимо развивать на всей территории страны, и в планах «Профессионалитета» к 2030 году создать 940 кластеров, подключив 3000 предприятий и 4000 колледжей.