«Филип Г. Зимбардо, один из самых известных психологов мира, умер в своем доме в Сан-Франциско. Ему был 91 год», — написали на сайте университета. Причину смерти в материале не указали. Ну, как бы понятно, возраст…
В молодости Зимбардо изучал поведение человека в условиях ограничения свободы, жизнь в заключении и влияние навязанной социальной роли. Ну, и самое главное, выяснял, насколько легко обычные люди становятся палачами для себе подобных.
Особенно, если им разрешить это.
Психолог вел свое исследование во время каникул в подвале факультета психологии. В тюремных условиях жили 12 студентов-"охранников" и 12 студентов-"заключенных". На две группы они были поделены случайным образом, их характер, образ жизни и наклонности не имели никакого значения при выборе роли.
На эксперимент отводилось две недели, однако после шестого дня его прервали, поскольку каждый третий «охранник» стал проявлять садизм по отношению к своим товарищам. Двоих «заключенных» исключили из исследования еще раньше из-за моральной травмы…
Зимбардо подвергся огромной критике за то, что пошел на такое.
Оказалось, что расчеловечить еще вчера законопослушных молодых людей, превратить их в чудовищ, очень просто. Зверь скрывался в каждом. Надо было просто позволить вырваться ему на свободу.
Подобные исследования проводились и после Зимбардо…
Кстати, именно в 70-е пришло их время. Видимо, как переосмысление событий, приведших ко Второй Мировой войне и геноциду целых народов.
Так, в 1974 году югославская художница (и дочь бывших партизан) Марина Абрамович в рамках проекта «Phythm 0» разрешила делать все, что угодно, с собой и своим телом, в течение 6 часов.
Дело происходило в обычной комнате. Садистов или абьюзеров среди посетителей не было…
Тем не менее, если первые участники как-то «фильтровали базар», остерегались причинить физическую боль или унизить женщину, то у последующих буквально сорвало крышу.
Художницу кололи острыми предметами, избивали, пытались надругаться…
Она молчала и терпела. Потом она говорила, что не знает, почему боялась прекратить происходящее сразу. Двигало ли ей любопытство исследователя, или она находилась в шоке от происходящего.
Мужчины раздевали ее, приставляли пистолет к виску. Она не была человеком для них. Она была объектом.
Оправдывало ли их поведение ее разрешение на то, что с ней сотворят? По большому счету, как и в случае со «Стэнфордским экспериментом», это не она, а они были объектами без воли, с которых сняли ответственность за происходящее, разрешили делать все, что угодно.
На это хочется ответить так: своих мозгов у этих людей не было, что ли?
Мало ли, что и кто позволяет. Отвечать-то в итоге придется самому.
По окончании эксперимента порядочные граждане не смели взглянуть бывшей жертве в глаза.
А затем бросились врассыпную, опасаясь, что она накинется на них.
Позже девушка призналась, что не стала бы сопротивляться ни изнасилованию, ни убийству.
Конечно, автор перформанса была провокатором. За это она, собственно, и поплатилась. Хорошо, что осталась в живых.
Мы получаем от других то, что хотим и ждем.
Вряд ли она ждала, что ей станут дарить цветы…
Пострадали и другие участники, которым пришлось жить с осознанием того, что они ничем не отличаются от насильников и убийц…
Стэнфордский эксперимент Зимбардо и перформанс Абрамович в профессиональном сообществе были признаны морально недопустимыми. Хотя впоследствии идеи Зимбардо вроде как послужили гуманизации американской тюремной системы.
Вот уж не знаю, не уверена.
На мой взгляд, ничего такого аморального и непозволительного в этом опыте нет. В конце концов никто не заставлял людей превращаться в садистов. Это было их личное и добровольное решение.
Но неужели зверского в нас больше, чем божеского? Или что там по поводу образа и подобия?
Возможно, это еще раз доказывает, что прав был старина Дарвин, которого хотят отменить, человек эволюционировал из животного мира, нежели спустился откуда-то сверху, распространяя вокруг себя свет и доброту.
Мы хотим, чтобы другие были добры к нам, но при этом сами оставляем за собой право превращаться в животных, когда это выгодно или разрешено. Главное, чтобы не отвечать за это.
Но на самом деле не все так печально. Ведь в случае с экспериментом Зимбардо все говорят о каждом третьем охраннике, захотевшим стать садистом, это означает, что двое из трех принявших участие в эксперименте все же выбрали остаться людьми…
2/3 — не так уж и мало.