Папа — может: в День отца стоит провести разговор с детьми о роли мужчины в семье

В некоторых классах 80 процентов детей — безотцовщина

Отмечаемый 20 октября День отца — на мой взгляд, очень неоднозначный праздник. На первый взгляд, все логично: коль скоро отмечается День матери, почет и уважение необходимо отдать и отцу. Но я бы с величайшей осторожностью отнесся к формальному проведению этого мероприятия.

В некоторых классах 80 процентов детей — безотцовщина

Судите сами, как может быть расценен детьми этот праздник, если в конкретном классе (а это встречается сплошь и рядом) восемьдесят процентов детей — безотцовщина? Кто-то сразу воспитывался в неполной семье, у кого-то отец развелся с мамой и ушел к другой женщине, у кого-то безвременно умер в результате неизлечимого заболевания, у кого-то не вернулся с СВО… Да мало ли причин, по которым празднование Дня отца может оказаться для ребенка психологической травмой. А посему будем трижды осторожны, дабы не сыпать детям соль на раны.

Однако праздник есть праздник. Как нам, учителям, отмечая его, обойти острые углы и в то же самое время сеять разумное, доброе, вечное? Думаю, будет педагогически правильным повести разговор о роли мужчины в семье. 

Мужчина — защитник не только в годину военных испытаний: он опора жены и детей во всех жизненных ситуациях. Мужчина с незапамятных времен — добытчик, кормилец, обеспечивающий достойное существование своей семьи. Он и воспитатель — прежде всего мальчиков, поскольку являет своим примером образец мужского поведения. Камертоном к этому уроку я бы взял песню композитора Э.Колмановского на слова В.Солоухина:

Пусть вороны гибель вещали,

И кони топтали жнивье,

Мужскими считались вещами

Кольчуга, седло и копье.

Во время военной кручины,

В полях, в ковылях, на снегу

Мужчины, мужчины, мужчины

Пути преграждали врагу.

Пусть жены в ночи голосили,

И пролитой крови не счесть, —

Мужским достоянием были

Мужская отвага и честь.

Таится лицо под личиной,

Но глаз пистолета свинцов.

Мужчины, мужчины, мужчины

К барьеру вели подлецов.

Я слухам нелепым не верю —

Мужчины теперь, говорят,

В присутствии сильных немеют,

В присутствии женщин сидят.

О рыцарстве нет и помина.

По-моему, это вранье.

Мужчины, мужчины, мужчины,

Вы помните званье свое!

Разные бывают семьи. И я, работая с тяжелобольными детьми, в чем-то разделяю взгляд Е.А.Евтушенко: «Лучшие мужчины — это женщины. Это я вам точно говорю». Дело в том, что как только в семье рождается ребенок с тяжелым ментальным заболеванием или обнаруживается иная серьезная болезнь, требующая многолетнего ухода (например, рак крови), мужчины часто не выдерживают тягот такой жизни и уходят из семьи. Все тяжкое бремя таким образом ложится на плечи женщин. Но не будем спешить с выводами, утверждая, что все женщины хорошие, а мужчины плохие.

В современном мире гендерные роли меняются с поразительной быстротой, в чем мне довелось убедиться относительно недавно. Это был тот редкий случай, когда родитель пришел в кабинет директора не решать сложные проблемы, а поблагодарить школу за воспитание дочери. Она заняла призовое место на престижной международной олимпиаде. На благодарность я, как положено, ответил встречным комплиментом, восхитившись ролью отца, который один, без жены, смог воспитать прекрасную дочь.

Их отношения действительно вызывали белую зависть. Отец и дочь были, что называется, не разлей вода. Их связывали не только родственные отношения, но настоящая дружба и общность интересов. Не было такого вернисажа или театральной премьеры в Москве, где бы они не оказывались первыми. Отец неизменно встречал дочь, которая часто задерживалась на репетициях театральной студии. Красивая, ухоженная девушка одевалась со вкусом. Летом они обычно путешествовали вместе, объездив полмира. Не каждая мать в состоянии так заботиться о ребенке, а тут отец-одиночка. Вероятно, я где-то перегнул в оценках героического отцовства своего посетителя. В ответ он улыбнулся и поведал мне свою историю:

«С женщинами мне, знаете ли, не везло. Первые два брака рассыпались один за другим. Довольно скоро я понял, что дело не в бывших женах, а во мне. Не наделен я, видимо, талантом мужской любви. При ежедневном общении с женщинами слишком многое в них начинало раздражать. О ребенке мечтал всегда, но, как известно, в одиночку эту мечту не осуществить. Стремясь реализовать свое желание, я выбрал женщину, женился, добросовестно прожил с ней три года. Она родила мне дочь, после чего мы развелись».

«И что, — прервал я своего визави, — женщина спокойно оставила вам ребенка?» — «Я же знал, кого выбирал. Кроме того, моя бывшая жена успешна в бизнесе, владеет несколькими фирмами и платит нам с дочкой весьма приличные алименты. Я ведь и это должен был предусмотреть: девушку надо прилично одевать и показывать ей мир. А на мою зарплату скромного доцента это было бы нереально».

...Между тем урок, о котором я веду речь, посвящен подлинному мужскому поведению. Вспоминается давняя история. В драке подросток сломал своему однокласснику нос. Разбирательство шло у меня в кабинете, при участии инспектора по делам несовершеннолетних. В результате удалось ограничиться строгим выговором и постановкой на учет в детскую комнату милиции.

Почему последовало такое относительно мягкое наказание, на котором я как директор настоял? Потому что я знал подоплеку этого эксцесса. Подростка воспитывала мать-одиночка. Отец был неизвестен. В свидетельстве о рождении и в классном журнале в графах «отец» стоял прочерк. Узнав об этом, одноклассник обозвал его мать нецензурным словом. Когда за инспектором закрылась дверь, я протянул парню приказ о строгом выговоре и добавил: «Носи как орден. Мать надо всегда защищать. Ты поступил как настоящий мужчина»!

Ребенку дорога любая мать — даже никчемная, пьющая и гулящая. У замечательного поэта А.П.Тимофеевского есть пронзительное стихотворение:

Я добегу туда в тревоге

И молча стану,

И мать в канаве у дороги

Увижу пьяной.

Ее глаза увижу злые,

Лицо чужое,

И космы редкие, седые

Платком прикрою.

Услышу запах перегара

И алкоголя.

И помогу подняться старой —

Пойдем-ка, что ли…

И мать потащится за мною

Мостком дощатым,

Хрипя и брызгая слюною,

Ругаясь матом.

Мне трудно будет с нею, пьяной,

Тупой и дикой,

И проходящие все станут

В нас пальцем тыкать.

А мне, мальчишке, словно камень,

Позор сыновний,

Как будто в этом страшном сраме

Я сам виновен,

Как будто по уши измаран

В чужой блевоте.

Измаран, что ж… Еще мне мало,

Я — плоть от плоти!

И, удержать рыданья силясь,

Я тихо плачу.

О, пусть скорей глаза мне выест

Мой стыд ребячий.

И я тяну ее упрямо,

От слез слабея,

Хочу ей крикнуть:

— Опомнись, мама! —

Да не умею.

Не раз и не два я сталкивался с подобной ситуацией. По закону мы обязаны лишать такую мать родительских прав, а подростка передавать в интернат. Но я этого никогда не делал. Дело в том, что такие подростки, в детстве испив до дна чашу горечи, сами никогда не пьют, и из них вырастают вполне достойные люди.

Вывод: мамы всякие нужны — и папы разные важны. Празднику Дня отца быть, но проводить его надо не формально, по методичкам, спускаемым сверху, а с учетом реальной жизненной, семейной ситуации, в которой находятся ученики конкретного класса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29387 от 21 октября 2024

Заголовок в газете: Папа — может?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру