История, о которой пойдет речь в нашей статье, вполне могла бы стать основой для остросюжетного детектива, в котором были бы и тайные письма, и секретные звонки «от кого надо», и большие деньги, и даже судебные разбирательства — все необходимые атрибуты увлекательного художественного произведения этого литературного жанра. Возможно даже, что у этого произведения нашлись бы и поклонники, и те, кто посчитал бы его скучным. Много еще о чем можно было бы рассуждать. Если опустить тот факт, что, помимо всего прочего, произошедшие события затронули слишком многих людей, оказавшихся невольными участниками этой истории. Некоторые аспекты которой, в силу ее многолетней продолжительности, не лишне будет напомнить. Прежде чем рассказывать о приближающемся финале этого трагикомичного детектива.
Начало
25 марта 2022 года настоящим шоком для всех, кто профессионально или на любительском уровне занимается пулевой и стендовой стрельбой в нашей стране, стало новость о том, что Министерство спорта Российской федерации приостановило действие государственной аккредитации Стрелкового союза России (ССР). В качестве причины указывалось «непредставление программы развития видов спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба», а также отмечалось, что «министерство неоднократно, с 2020 года, направляло в Стрелковый союз России официальные письма о необходимости разработки и представлении программы развития видов спорта в соответствии со специальным порядком».
Ответ руководства ССР последовал незамедлительно, в этот же день. И отчасти приоткрыл завесу тайны над причиной столь сурового решения государственного органа. Как говорилось на сайте Стрелкового союза, проекты программ развития видов спорта ранее были представлены в Минспорт (о получении Минспортом указанных документов имеются соответствующие подтверждения), на что ССР пять раз указывал Минспорту. Но оказалось,что представленные проекты программ Минспортом не были рассмотрены.
«Стрелковый Союз России считает необходимым также отметить, что до настоящего момента федерация не получила каких-либо замечаний Министерства спорта РФ, которые бы обосновывали их отказ и бездействие по утверждению находящейся в ведомстве программы. Видимо, результат - 8 олимпийских наград в Токио считается чиновниками независимым от программы, которую, как показывает действительность, читать некому», - говорилось в завершении заявления ССР.
Замечание о наградах в Токио были вполне справедливыми. Однако не стоит забывать, что сам ССР, созданный в 1991 году, является наследником Национальной Федерации стрелкового спорта СССР, у которой также были предшественники, а история (опять это слово!) стрелкового спорта, как и победы отечественных спортсменов на самых престижных международных соревнованиях, насчитывают не один десяток лет.
Приостановление действия аккредитации является весьма суровым наказанием не только руководства ССР, но и всех спортсменов, занимающихся пулевой и стендовой стрельбой. Потому что, как, говорилось в том же заявлении союза, ее отсутствие «не позволяет в этот период проводить соревнования и тренировочные мероприятия, командировать спортсменов из регионов, судей и блокирует работу оргкомитетов всероссийских соревнований, секций и клубов». Так получилось, что автору данной статьи довелось как раз в то время общаться, правда по другим вопросам с молодой спортсменкой, как раз занимающейся стрельбой на самом высоком профессиональном уровне. И она какое-то время была просто растеряна, так как место ее тренировок оказалось для нее недоступным. Хотя как раз в то время у нее проходила подготовка к одному очень важному турниру.
Понятно, что полностью останавливать развитие всего стрелкового спорта в стране было бы совсем уж дико. Поэтому с 14 апреля 2022 года министерство временно делегировало пулевую и стендовую стрельбу Федерации практической стрельбы России. Но та, вопреки ожиданиям, 22 июня того же года поступила весьма неожиданно и благородно. А главное — ответственно. «Пулевая и стендовая стрельба, как олимпийские виды спорта, требуют особого подхода в управлении. И, учитывая все обстоятельства и интересы спортсменов, исполнительный комитет ФПСР решил отказаться от аккредитации по этим видам спорта», говорилось в заявлении федерации.
В конечном итоге, по тем или иным причинам, 18 августа государственной аккредитации Стрелкового Союза России по видам спорта «пулевая стрельба» и «стендовая стрельба» была возвращена. На следующий день фотографии соответствующих приказов министерства, подписанные ВРИО министра Одесом Хасаевичем Байсултановым, были размещены на сайте союза. И в нашем детективе можно было бы ставить точку, искренне радуясь за всех спортсменов и любителей, тренеров и прочих специалистов, кому была возвращена возможность заниматься своим любимым делом. Но...
Дело чести
Но настоящий, высокохудожественный детектив всегда имеет несколько сюжетных линий.
Во время борьбы за возвращение государственной аккредитации, в Генеральной прокуратуре РФ рассматривалась жалоба ССР о нарушениях Минспорта, связанных с предоставлением ССР субсидий в 2021 году. По итогам рассмотрения жалобы, были выявлены нарушения бюджетного законодательства, и 5 апреля 2022 года Генеральная прокуратура вынесла представление Минспорту об устранении указанных нарушений. Однако нарушения, допущенные Минспортом в отношении ССР устранены не были.
Когда же и это не помогло, союз 12 июня 2022 года на своем сайте разместил обращение к своим участникам. В котором, помимо прочего, были такие слова:
«Сейчас в период целой череды противоправных действий некоторых чиновников Минспорта РФ, очевидно, проявляют себя провокаторы, несостоявшиеся в нашем виде спорта. Не достигнув профессиональных результатов, они решили поучаствовать в том, к чему не имели отношения, что не создавали и там, где никогда не управляли.
Нам известно, что под давлением, незаконным, конечно, Минспорта РФ и ФПСР, по регионам рассылаются проекты писем с текстами откровенной лжи, чтобы опорочить деятельность Общественной организации «Стрелковый Союз России» по развитию стрелкового спорта в стране».
О каких конкретно провокаторах шла речь в этом заявлении, сейчас не так уж и важно — вполне вероятно, что усилия по созданию нового союза, как и передача его функций другой спортивной организации действительно имели место. Что видно хотя бы из заявления исполкома федерации практической стрельбы, сделанного десятью днями позже. Однако именно эти слова стали началом развития той самой новой сюжетной линии.
Вернув аккредитацию ССР 18 августа 2022 года, министерство в тот же день подало исковое заявление «О защите чести, достоинства, деловой репутации» в Хамовнический районный суд города Москвы. Поскольку приведенные выше слова «содержали утверждения о нарушении им (министерством — Ред.) действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении своей деятельности, которые не соответствуют действительности, порочат его деловую репутацию, поскольку факты противоправных действий федеральных государственных служащих Министерства спорта Российской Федерации, как и факты незаконного давления со стороны Министерства спорта Российской Федерации, не подкреплены доказательствами, в том числе о привлечении должностных лиц Министерства спорта Российской Федерации к ответственности за указанные деяния».
Поклонники конспирологии, конечно, могут усмотреть в таком совпадении нечто странное, но это будут всего лишь их предположения.
После подачи искового заявления начались все предусмотренные законом в таком случае процедуры. Которые были бы вполне рутинными и обыденными, если бы касались каких-нибудь рядовых хозяйствующих субъектов. Но в этом случае рассмотрение дела и правда получилось примечательным.
Во-первых, для проведения судебной лингвистической экспертизы были привлечены профессионалы из Московского государственного лингвистического университета. Которые через четыре месяца разбирательств пришли к заключению, что первая часть оспариваемого министерством текста не содержит сведений, негативно характеризующих непосредственно ведомство, а вторая его часть является мнением и оценочным суждением автора публикации, а не всего ССР.
Во-вторых, суду были представлены копии переписки сотрудника ведомства и региональных федераций, входящих в ССР: “в региональные Федерации стали поступать проекты писем, содержащих информацию, дискредитирующую Стрелковый союз России, с просьбой его подписать и направить в Министерство спорта РФ, из скриншота переписки было видно, что письмо отправлял сотрудник Министерства спорта РФ, который в ходе телефонного разговора сообщил, что письмо рассылается, в том числе, с подачи заместителя Министра спорта РФ”, указано в судебном решении.
В-третьих, в суде было представлено и то самое прокурорское представление о нарушениях.
В итоге суд 28 ноября 2023 года вынес решение: «В удовлетворении исковых требований Министерства спорта Российской Федерации к Общероссийской спортивной общественной организации Федерация пулевой стрельбы и стендовой стрельбы «Стрелковый союз России» о защите деловой репутации — отказать».
Казалось бы, и тут можно поставить точку. И спокойно заниматься развитием отечественной пулевой и стендовой стрельбы. Но...
К барьеру!
И еще раз «НО» - министерство с решением суда первой инстанции не согласилось.И подало апелляцию в Московский городской суд. Настолько сильно, возможно, была задета его честь, достоинство и деловая репутация.
И колеса судебного механизма завертелись с новой силой. Слушание было назначено на 30 сентября 2024 года, чтобы дать сторонам подготовиться к встрече.
***
Понедельник - не самый легкий день среди всех семи дней недели. Тем более, когда проводить его приходится в здании суда. А уж тем более суда апелляционного, чьи решения способны либо утвердить, либо опровергнуть принятые ранее постановления. В коридорах, терпеливо ожидая своей очереди и почти не переговариваясь, сидят многочисленные участники процессов, готовясь заново отстаивать свои позиции. И в большинстве случаев вопрос друг к другу у них только один: «Кто следующий?» Впрочем, это и понятно, апелляция — дело серьезное. Поэтому журналисту «МК» было очень интересно оказаться на новой встрече Минспорта и ССР, чтобы послушать, какие именно новые доводы они готовы предъявить для признания правильности именно их позиций.
Признаться честно, ожидания от процесса намного превзошли того, что довелось увидеть в реальности. Все заседание продлилось максимум 15 минут. И что еще более показалось поразительным, представитель истца практически ничего нового суду второй инстанции не сказал. Возможно поэтому у судей и не заняло много времени, чтобы оставить решение Хамовнического суда в силе. А именно — «в удовлетворении исковых требований — отказать». Как говорят сами спортсмены, «пальнули в молоко».
Согласно закона, у ведомства есть еще возможность обжаловать и это решение. Вот только непонятно — зачем? Зачем вообще было тратить время и человеческие ресурсы, так нужные нашему спорту на такие не совсем понятные разбирательства? И, даже в качестве предположения, не более, если бы апелляционный суд удовлетворил иск и предыдущее решение отменил — что тогда?
Как было указано в иске, истец хотел, чтобы опровержение было бы опубликовано на сайте союза. Но если это даже бы и произошло, чью бы честь, достоинство и деловую репутацию это удовлетворило? По факту же не вполне понятная трата времени юристов ведомства и проигранная апелляция снова привели к тому, что мы заново вспомнили все эти, казалось бы уже прожитые и, главное, пережитые, не самые приятные страницы истории полевой и стендовой отечественной стрельбы.
Будет ли у этого порядком затянувшегося детектива продолжение?