Связующее звено между теорией и практикой
Важнейший вопрос технологического суверенитета, когда предприятия страны независимы от поставок оборудования и технологий из других государств, для России был актуален всегда, но особенно важно это сейчас, в условиях нарастающего западного санкционного давления. Собственные технологии позволят в дальнейшем обеспечить благосостояние и конкурентоспособность нашего государства, и это ключевая задача.
Однако чем быстрее Россия идет к этой цели, тем острее встает вопрос о подготовке молодых квалифицированных специалистов для развития промышленности и экономики страны в целом. Государство поставило задачу подготовить за шесть лет свыше 2 млн высококвалифицированных, отвечающих текущим потребностям отрасли рабочих кадров. В связи с этим на педагогах и наставниках колледжей, которые обучают поколение молодых специалистов, лежит большая ответственность.
«Для системы среднего профессионального образования наступило время разобраться в вопросе технологического суверенитета и внести свой вклад в усиление Россией технологической и производственной самостоятельности», – уверен ректор Института развития профессионального образования Сергей Кожевников.
Современная техника – впечатляет
Транспортная отрасль – одна из ключевых сфер для экономики нашей страны, ведь этот сектор обеспечивает рост торгового оборота, а спрос на транспортные услуги считается определяющим индикатором развития экономики. При этом труд на предприятиях транспортной отрасли хотя и интересный, но в то же время тяжелый. Работать спустя рукава, без желания, не получится. Так что «Профессионалитет» – как раз то, что просто необходимо педагогам, которые готовят молодых специалистов для интересной, но такой важной и физически трудной работы на таких предприятиях.
В Иркутске в рамках кластера «Транспорт и дорожное строительство» стажировки по повышению квалификации прошли педагоги и методисты из колледжей Тюмени, Тобольска и поселка Галышманово.
Зачем практиковаться студенту – понятно: это возможность вникнуть в будущую профессию, чтобы обучение в образовательном учреждении проходило не для «галочки» и чтобы укрепиться в правильности выбора будущей профессии. Но почему важна стажировка на предприятии преподавателю и методисту колледжа? Ведь, казалось бы, его дело – лишь дать теоретическую базу. Ответ на этот вопрос гораздо глубже, чем кажется. Педагог – это связующее звено между студентами и опытными специалистами-практиками, к тому же разве можно рассказывать студентам о том, чего ты не видел собственными глазами, не потрогал своими руками, не опробовал сам в деле?
На предприятии «МК-162» в Иркутской области трудятся специалисты по дорожно-строительным машинам, геодезисты, техники-лаборанты, инженеры ПТО, механики. Для обучения студентов по таким направлениям педагогу нужно быть максимально подкованным не только теоретически. Тем более что техника в строительной сфере с каждым годом совершенствуется и становится сложнее.
Стажировка здесь включала в себя встречи в помещениях колледжа и на предприятии, практические занятия на промбазе, на производственной площадке и на реальном объекте строительства дорожно-транспортной инфраструктуры. «Профильные» преподаватели, конечно, были очень впечатлены, ведь некоторые из них впервые увидели воочию оборудование, на котором придется работать их студентам – будущим молодым специалистам, а также получили возможность погрузиться в практический аспект своей отраслевой дисциплины.
Конечно, на принимающую сторону – специалистов предприятия «МК-162» – сразу посыпались вопросы по техобслуживанию оборудования. Стажеры смогли пообщаться с машинистами, подискутировать на предмет того, какая техника лучше, узнать много нового и поработать на современном оборудовании. Теперь эти знания и впечатления они передадут своим студентам – будущим молодым специалистам.
– Весь коллектив предприятия очень хорошо воспринял эту федеральную программу и возможность обучить педагогов, – поделился с «МК» главный инженер дорожно-строительного предприятия «МК-162» Иван Даничев. – Ведь многие у нас на предприятии – сами выпускники СПО. После обучения они приходили работать на предприятие как «инопланетяне» – всё приходилось осваивать на месте. А ведь теоретический курс гораздо легче усваивать, когда он пройден не только по книгам, но и подкреплен практическими умениями: только тогда в голове у студента складывается полноценная картина и формируются практические навыки.
Иван Даничев считает, что стажировку педагогов и наставников эффективнее проводить не большими группами, а по несколько человек. Приехала маленькая группа на недельку, потом – следующая. Таким образом, за год можно обучить всех.
Вместе с тем работники предприятий транспортной отрасли отмечают, что важна именно целевая стажировка – конкретно по тому направлению, предмету, который педагог преподает.
– Коллектив сотрудников на инженерно-техническом направлении у нас достаточно молодой, все коммуникабельные, мы готовы сопровождать студентов в учебном процессе, чтобы на выходе был «готовый продукт». Но хорошо, если вместе со студентами будет приезжать и ответственный преподаватель – куратор, наставник, который уже прошёл у нас стажировку, – поделился идеей главный инженер «МК-162» Иван Даничев. – Такой педагог хорошо знает своих студентов, имеет свой подход к ним. Кроме того, зная предприятие, на котором он сам стажировался, и зная своих подопечных, педагог сможет выбрать именно тех студентов, которым будет наиболее эффективно и интересно проходить практику именно на конкретном предприятии.
Каждый увидел свою пользу
Педагоги, которые уже прошли стажировку на базе транспортно-дорожного предприятия, отмечают, что она помогает им не только глубже вникнуть в свой предмет, но и лучше понять насущные кадровые запросы отрасли.
«Я буквально шагнула из учебного кабинета на строительно-монтажный участок дороги. И это – новые эмоции, расширение кругозора, – делится педагог Тюменского колледжа производственных и социальных технологий Ирина Золотарёва. – Более того, погружение в производственный процесс предприятия позволило мне внести корректировку в мою образовательную программу «Стандартизация и метрология», а именно – добавить в неё тему «Измерение давления в шинах погрузчика, диагностика и устранение неисправностей».
– А что вас навело на эту идею?
– Эту тему мне определили на демонстрационном экзамене по итогам стажировки. Выполнив задачу, я осознала необходимость её включения в практические работы.
Зав. отделением укрупненной группы специальностей Тюменского колледжа транспортных технологий и сервиса Лев Заворин преподает студентам такой непростой предмет, как техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, а также ведёт междисциплинарные курсы «Автотобильные эксплуатационные материалы и МДК».
На стажировке Лев Владимирович очень впечатлился работой с машиной для установки опор дорожного ограждения. «Это мини-сваебой, можно сказать, – поясняет он. – Мы производим межсменный осмотр состояния механизмов».
По словам педагога, работа на новом оборудовании поможет в дальнейшем расширить компетенции по преподаваемым им дисциплинам, а в следующем году в образовательные программы колледжа будет включен профессиональный модуль «Ремонт и обслуживание грузовых автомобилей».
«Сегодня в нашем колледже только создается материальная база по этому направлению, а на курсах повышения квалификации мы имеем возможность ознакомиться не только с новым оборудованием, но и изучить тонкости работы с тяжелой техникой, – объясняет Заворин. – Считаю, что критериями отбора профессионально важных качеств, адекватных компонентам инновационной деятельности, является профессиональная мобильность специалиста».
Фото: Пресс-служба ДСП «МК-162»