В период с 21 августа по 9 сентября был проведен общероссийский опрос среди 3943 респондентов из разных населенных пунктов страны, целью которого было прозондировать ментальное благополучие на рабочих местах, где многие из нас проводят большую часть жизни. Опрос показал, что 73% россиян не получают психологической поддержки на работе. И если в крупных компаниях уровень «неподдержки» составляет 53%, то в небольших 87% сотрудников жалуются на полное отсутствие такого рода помощи со стороны работодателя. Вне зависимости от того, Москва это или небольшой населенный пункт.
Как рассказывает один из авторов исследования, руководитель социальных проектов Анна Похитонова, в последние годы ментальное здоровье сотрудников находится в фокусе внимания многих работодателей во всем мире. Непосредственное влияние на него оказывают плохие условия труда, чрезмерные нагрузки, дискриминация. Вместе с тем, как считают в ВОЗ, безопасная и здоровая рабочая атмосфера помогает снизить напряженность на работе, уменьшить текучесть кадров и повысить производительность труда. Поэтому многие руководители делают все возможное, чтобы улучшить ментальный климат в коллективе. Например, предлагают услуги корпоративного психолога, оплачивают расширенные страховки ДМС с психиатрической помощью, открывают «горячие» телефонные линии, оплачивают консультации у специалистов, делают на предприятиях комнаты релакса или секции по йоге... В ходе опроса работники каждой третьей крупнейшей компании отметили, что у них проводятся мероприятия, направленные на поддержание баланса и психологического комфорта.
В целом же о том, что работодатели оплачивают сотрудникам подобного рода услуги, сообщили 57% опрошенных. Однако при этом 84% участников исследования, занятых в гостиничном или ресторанном бизнесе, 82% — в маркетинге, пиаре и торговле, сообщили об отсутствии такой поддержки. Занятия йогой, медитативные практики и программы по управлению стрессами доступны на работе лишь 13% респондентов. Чаще всего такие услуги есть в финансовом секторе, а также в сфере IT и в отрасли добычи полезных ископаемых. Почти нет такого у работников сферы строительства, а также у сотрудников госпредприятий.
60% респондентов пожаловались на неэффективное управление в своих компаниях и 65% — на чрезмерные нагрузки. Все эти факторы чаще всего приводят к стрессам и становятся основой для развития психических нарушений. На плохой менеджмент чаще всего жаловались представители сферы науки, образования и IT, а на чрезмерные нагрузки — работники сферы услуг, маркетинга и пиара. В Санкт-Петербурге чуть чаще выделяют неэффективное управление, плохие условия труда, отсутствие гарантий занятости и дискриминацию.
Только 36% респондентов оценили свое состояние как хорошее. Любопытно, но самыми психически здоровыми считают себя сотрудники горнодобывающей отрасли (44%), а среди пиарщиков «в порядке» готовы признать себя лишь 25%. Чаще ресурсы для борьбы со стрессом находят представители сферы добычи ископаемых и строительства.
Каждый третий участник опроса признался, что ощущает подавленность, и чаще всего о ней говорили работники научной сферы, маркетологи и пиарщики.
Для улучшения своего ментального здоровья работающие россияне мечтают о том, чтобы им давали больше времени на отдых, чаще предоставляли отпуска, устраивали зоны релакса на работе. Каждый второй хочет работать в удаленном формате, 35% мечтают о гибком графике, 33% не отказались бы от штатного психолога. Программ по управлению стрессом хотят 28% опрошенных. Об удаленке как важной мере поддержки психологического здоровья чаще говорят москвичи, в Питере чаще мечтают о консультациях психолога, а пиарщики всех регионов чаще предъявляют требования на увеличенные отпуска.
66% опрошенных считают работу в одном коллективе с людьми с психическими расстройствами опасной (любопытно, что в Санкт-Петербурге чуть реже считают коллег с психическими заболеваниями опасными для коллектива, а гораздо чаще так считают представители производственной отрасли). 65% сталкивались с неадекватным поведением коллег на работе (из них каждый третий заявил, что последствий не было). Чаще всего (4 из 5) с неадекватным поведением коллег сталкиваются представители гостиничного бизнеса.
73% опрошенных готовы помочь коллегам с нарушениями психики, хотя при этом в большинстве своем сами не готовы делиться своими проблемам с начальством. Открыто поговорить про состояние психического здоровья чаще других могут представители добывающих и транспортных отраслей, а также сотрудники компаний в маленьких городах.
Последнее время чувствуют себя более тревожно чаще других представители научной деятельности и маркетинга.
Главный запрос соискателя — удаленка
Эксперт в области управления персоналом Ольга Краева согласна с тем, что неэффективное управление и чрезмерные нагрузки сегодня стали основными факторами, которые влияют на психологический климат в коллективе: «Сегодня на рынке дефицит кадров, компаниям все сложнее нанимать сотрудников и процесс поиска занимает больше времени. Поэтому нередко руководители, пока идут поиски соискателя, распределяют функционал пустующего места на действующих сотрудников, а полифункциональные нагрузки ведут к дискомфорту и выгоранию. Есть проблема и со свеженанятыми сотрудниками: им стало сложнее адаптироваться в новых коллективах, потому что кругом чат-боты и минимум человеческого общения. Многие компании стали даже вводить институт наставника для адаптации. Не способствует ментальному здоровью и то, что скорость изменений сегодня так велика, что она не совпадает со скоростью изменений человека: нужны другие компетенции, другая гибкость — все это тоже ведет к выгоранию. Кроме того, мы видим повышенный запрос на «гибрид» и на удаленку. Мы еще несколько лет назад не могли представить, что эти форматы работы будут так востребованы. Раньше все соискатели хотели профессионального развития, карьерного роста, и лишь очень немногие хотели «гибрид». И вот пришла пандемия, и в 2023 году «гибрид» вышел на первое место, а лишь шестое, седьмое и восьмое занимают профессиональное развитие, дополнительное образование и карьерный рост».
Ольга Краева рассказывает о четком разграничении в требованиях к работе у разных поколений: зумеров, бумеров и миллениалов. Так, для поколения Х (людей, рожденных в период с 1964-го по 1984 год) главное стабильность (компании, роли в организации) и профессиональное развитие.
Поколение Y (миллениалы) ценят развитие, карьерный рост, возможность прокачивания скилов и стресс-менеджмент без потери качества жизни.
А вот для поколения зумеров в первую очередь важна свобода. «Удаленка — данность, в которой они живут. Они сами должны определять свои задачи и сроки их решения. Они спокойно обращаются к психологам и готовы говорить о своих проблемах. К 2035 году 60–70% сотрудников в компаниях будут зумерами и компаниям придется обеспечивать им поддержку психологов, консультантов или вообще нанимать их в штат. Уже сегодня 30% компаний покупают расширенные ДМС с психологической поддержкой, обеспечивают сотрудникам тренинги по стресс-менеджменту и создают комфортные условия для поддержания благоприятного психологического климата на работе: опен-спейс, комнаты релакса и пр. Иногда компании делают прямо на работе турники, спортивные комнаты для йоги, а также организуют спортивные мероприятия или компенсируют затраты на спорт. Для создания комфортных условий многие предлагают гибридные форматы работы или удаленку», — говорит Ольга Краева.
«В условиях дефицита кадров и увеличения сроков найма многие сотрудники сталкиваются с переработками и дополнительными нагрузками. Это, как мы видим из исследования, серьезная угроза психическому здоровью, которая может привести к раннему выгоранию, снижению эффективности и смене работы. Сегодня компаниям важно не только работать с последствиями переработок на уровне программ психологической помощи, но и совершенствовать систему управления, равномерно распределять нагрузку, автоматизировать рутинные операции для профилактики таких рисков. Все сотрудники хотят человеческого отношения к себе и к своему труду. Это своего рода переход от модели винтика производственного процесса к личности. Несмотря на то что компании в своих HR-стратегиях в этом году сделали шаги в направлении человекоцентричности, российский бизнес в целом пока в самом начале этого пути», — считает главный эксперт по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности кадрового портала Наталья Данина.
Если начальник самодур
Профессор Шмилович называет результаты исследования вполне ожидаемыми: «Мы проводили работу по профилактике и оказанию психологической помощи студентам московских вузов и цифры получили похожие. Потребность в психологической помощи у зумеров — это не количество их проблем, а их потребность в обращении к психологам. Мы провели тестирование среди студентов с очень интересными результатами. 65% студентов ответили, что у них есть проблемы, и прямо сейчас готовы обратиться к психологу около 50% из них. При условии, что это будет анонимно, к психологу готовы пойти уже 80% студентов. А если анонимно и бесплатно — это уже 97–98%».
Зумеры, подтверждает эксперт, проявляют самую высокую заинтересованность в психологических консультациях: «Они очень хорошо осведомлены о психической норме и патологии. Это моральные ипохондрики, которые демонстрируют каждую необычность в психике, хотя проблемы у них ровно такие же, как и у других поколений. У них отличный комплаенс (приверженность лечению. — Авт.), они обожают ЗОЖ, следят за питанием, гигиеной отношений, блюдут личные границы. С ними легко и комфортно работать, и выживаемость их психики в разы выше, чем у поколения 70–80-х годов».
Ценность психического здоровья сотрудников, говорит Андрей Шмилович, сегодня очень актуальная тема: «Многие компании проводят сотрудникам программы психиатрической диспансеризации, психологические чекапы, определяющие уровень психологического здоровья с последующими рекомендациями. Это важно потому, что большая часть соматической патологии — это психосоматическая патология».
По данным эксперта, всех сотрудников можно поделить на три группы. Первые — это люди не на своем месте. Они приходят на работу для галочки, мучаются, хотят уволиться... Они неэффективны, и их надо мотивировать.
Вторая — работяги с высоким уровнем квалификации. Таких обычно процентов 70 в коллективе. У них есть проблемы с креативностью, но исполнительность у них отменная.
Наконец, третья группа — это гении. Алмазы с выдающимися способностями. Их всего 1–2 человека, но на них держится все развитие. «И они самые психически нездоровые. Чем выше квалификация и больше свобода в решениях, тем больше проблем с психикой. Однако если они в хорошем состоянии, они сделают 90% всей работы».
Психиатр отмечает, что эмоциональное выгорание не является следствием многолетней работы на одном месте, это слишком упрощенный взгляд: «Это серьезное расстройство психики, которое чаще всего затрагивает специалистов помогающих профессий: педагогов, врачей, соцработников. У них наблюдается значительное число аффективных расстройств».
По словам Андрея Шмиловича, человек с психиатрическими нарушениями вполне способен эффективно работать: «Человек с психическим заболеванием — ровно такой же человек, как с урологическим заболеванием или с сахарным диабетом. Вопрос только в тяжести состояния. Если пациент с диабетом в предкоме, с ним невозможно сотрудничать. Так же и с психиатрическим пациентом: в ремиссии он полностью адекватен, хотя могут быть крайне тяжелые обострения. У нас есть два базовых страха — страх смерти и страх сойти с ума. И те, кто больше всех бьет себя в грудь, что он сойти с ума не боится, на самом деле боится больше всех. Из-за этого страха люди и стараются дистанцироваться от психически больных людей. Хотя в большинстве случаев это необоснованно».
Есть ли виды работ, которые могут запустить психическое заболевание? Действительно, есть работы, которые лечат. Если человек в невротическом состоянии, у него тревога, он плохо спит, иногда работа становится для него спасением. А есть работа, которая калечит. И специфика работы тут не имеет никакого значения. Главное — приносит работа удовольствие или нет. Если человек на своем месте, он получает удовольствие от работы. А если творческий человек оказывается на рутинном месте или истерик — в подчиненном положении, это приносит страдание всем и ведет к снижению эффективности и работоспособности. Но коррекция причин сразу же меняет ситуацию.
Если говорить о проблемах с адаптацией в новом коллективе, то они, по словам эксперта, могут стать даже толчком к параноидальным расстройствам, особенно если новому сотруднику кажется, что его не принимают, все вокруг шушукаются и плетут интриги. В этом случае психиатр советует проявить максимальную открытость: подойти к человеку и прямо сказать ему: «Мне кажется, что ты на меня не так смотришь, боишься, что я тебя подсижу. Давай лучше пива вместе попьем». Как правило, это работает.
Андрей Шмилович рассказывает, что многим работникам требуется психологическая разгрузка, и в ряде психиатрических клиник есть специальные комнаты разгрузки, где можно материться или биться головой о стену. И все же, если начальник самодур, это может быть заразным. «Нездоровая обстановка в коллективе может повлиять на всех сотрудников. Иногда наблюдаю, как студенты устраиваются работать с горящими глазами в клинику или диспансер. А потом становятся копиями своих главврачей», — отмечает эксперт.
Эксперт напоминает, что главная формула ментального здоровья разработана еще в прошлом веке. Это формула трех восьмерок. 8 часов нужно отводить на работу, 8 — на досуг и 8 — на сон. И тогда ментальное состояние будет близким к идеальному.