Судно Ruby зарегистрировано на Мальте, управляется компанией, которая базируется в Объединенных Арабских Эмиратах. Балкер с удобрениями вышел из порта в Кандалакше в Мурманской области, чтобы доставить груз в Африку. Но вскоре сел на мель. У судна треснул корпус, поврежден гребной винт и руль. Больше недели балкер простоял у берегов Великобритании. Но пока ни один порт не разрешил ему причалить.
— Такое проявление эгоизма по отношению к флоту и морякам не ново, — говорит Петр Осичанский. — В СМИ распространяется информация, что у них на борту находятся удобрения на основе нитрата аммония. Акцент делается на то, что аммиачная селитра — это компонент не только удобрений, но и взрывчатки. Все вспоминают сейчас техногенную катастрофу в порту Бейрута, столицы Ливана, которая произошла в августе 2020 год. Тогда взорвалось 2750 тонн аммиачной селитры, которая в 2013 году была конфискована с судна Rhosus и хранилась в портовой зоне (взрыв произошел из-за проводившихся на складе с удобрением сварочных работ).
Эксперт вспоминает, что тогда погибли 210 человек, еще около 6 тысяч получили ранения. Без жилья осталось больше 300 тысяч жителей.
Власти европейских государств опасаются, что заход судна с российскими удобрениями в их порты также может привести к катастрофическому взрыву. Более того, звучат предположения, что это некий «троянский конь», направленный для саботажа жизненно важной инфраструктуры судоходства и европейских портов.
— Мне кажется, что эти страхи несколько преувеличены. Хотя некую политическую составляющую, недоверие и подозрительность, исключить нельзя. Можно было бы подойти к судну с буксирами, оставить на нем минимум экипажа. И провести проход, сопроводить его безопасно в порт. Не обязательно ставить его вместе с теми пароходами, которые стоят у причала. В любом порту есть какой-то отделенный, отстойный причал.
Петр Осичанский отмечает, что селитра просто так не взрывается, для ее детонации должны быть соответствующие условия. И требования к ее перевозке предъявляются соответствующие. Это касается степени спрессованности гранул, их влажности. А также сопроводительных документов, дополнительного оборудования, маркировки. При соблюдении всех правил перевозка этих удобрений не считается опасной.
— Уголь же тоже в какой-то мере опасен, но его же перевозят. И в довольно больших количествах.
Капитан вспоминает случай, который произошел в ноябре 2002 года у берегов испанской Галисии. Тогда танкер «Престиж», который отплыл с внешнего рейда порта Санкт-Петербург в направлении Вентспилс - Гибралтар - Сингапур, пройдя Бискайский залив, попал в сильнейший шторм. В корпусе танкера, который ходил под Багамским флагом, образовалась трещина, он начал давать утечку мазута. Испанские береговые власти отказали судну зайти в ближайшие к месту аварии порты.
— Была также предпринята попытка отбуксировать танкер в ближайший порт Португалии. Но и эта страна запретила вход аварийного судна в свои воды, опасаясь загрязнения нефтепродуктами. Как, впрочем, и Франция. Танкер был отбуксирован в море. Его корпус раскололся на две части. Судно затонуло. Экипаж, правда, был спасен (на борту было 27 человек, команда состояла в основном из филиппинцев и румын, капитан и старший механик были гражданами Греции. — Прим. авт.).
Эксперт опасается, что и у судна Ruby, которое перевозит российские удобрения, может быть печальная судьба.
— Оно какое-то время будет болтаться как неприкаянное в море. Поэтому я, конечно, не завидую сейчас своим коллегам, которые попали в столь сложную ситуацию. Но не вечно же судну ходить в океане, оно же не «Летучий голландец». Какое-то решение все равно принимать надо.
— Сообщается, что балкер в поисках помощи ходит сейчас вдоль берегов Северной Европы. Как один из вариантов рассматривается перегрузка удобрений на другие суда.
— Судно находится или в Северном море, или на выходе в Атлантику. Северное море никогда не бывает спокойным. Производить выгрузку в открытых рейдовых условиях сложно и небезопасно. У нас в порту Владивостока при перегрузке удобрений даже натягивают специальный брезент, чтобы ничего не рассыпалось.
Как говорит эксперт, судно может ходить под любым флагом и экипаж у него может смешанным.
— В команду могли входить, как россияне, так и моряки из Филиппин, Бангладеш, Индонезии.