Жизнь без налички: экономист раскрыл перспективу оборота бумажных денег в России

«Немалая часть населения испытывает неприязнь к безналу»

Дискуссия о перспективах хождении наличных денег в государстве и использовании «кэша» в расчетах населения время от времени будоражит общественность. Уже сейчас молодежь практически не расплачивается наличкой, но вот старшее поколение по разным причинам не желает отказываться от бумажных денег. Но стоит ли ожидать, что, пусть даже и в отдаленном будущем, но все мы перейдем исключительно на безнал? Об этом и многом другом из жизни «кэша» в нашей стране корреспондент «МК» побеседовал с известным российским экономистом.

«Немалая часть населения испытывает неприязнь к безналу»

Свежее исследование портала по поиску работы показало, что каждый третий россиянин до 34 лет не носит с собой наличных денег. «Я вообще никогда не использую наличные, у меня в кошельке только тысяча рублей валяется уже где-то полгода, — ответила на вопрос «МК» 28-летняя москвичка-врач Анастасия. — Мне нигде не приходится платить наличным способом».

В целом тенденция к сокращению оборота «кэша» налицо: если в 2010 году только 3% опрошенных граждан ходили без живых денег в кармане, то сейчас «карточников», таких как Анастасия, уже 27%.

Согласно этому же соцопросу, 54% россиян все-таки носят с собой наличность, причем чаще она обнаруживается у мужчин. 37% респондентов признались, что носят в кошельке до 3 000 рублей, и лишь 3% заявили, что у них с собой обычно имеется более 20 000 рублей (зачем-то).

Кстати, действительно в наше время многих россиян удивляет вопрос продавцов (товаров или услуг) или кассиров на кассе — если речь идет о крупных суммах более 10 000 рублей: «Как вы будете платить, картой или наличными?». Такой вопрос задают, даже если вы собираетесь оплатить, к примеру, номер в отеле за неделю или же куртку за 40 000 рублей.

Когда может исчезнуть из оборота наличка и исчезнет ли, и где она точно останется, корреспондент «МК» выяснил у эксперта.

— Весь мир идет к сокращению наличных расчетов, — говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — В некоторых странах, особенно в маленьких государствах, которые, кстати, занимают первые места в мире по доходам, за крупный товар у вас никто и не примет наличные деньги. Хотя, конечно, какую-то мелочь повседневную можно купить и за наличность.

Наличные деньги, по его словам, на самом деле имеют очень большое преимущество. Во-первых, они принимаются везде. Где-то могут не принимать карты или может произойти какой-то сбой в системе безналичных расчетов, когда вам нужно использовать карту. Во-вторых, бумажные деньги, в отличие от счета, невозможно заблокировать. Если вы делаете большой платеж в безналичной форме, то в сегодняшних условиях, и многие россияне с этим уже сталкивались, банки могут просто-напросто заблокировать вам его. Особенно если, например, вы делаете подряд несколько крупных покупок одежды или бытовой техники и так далее. Вы будете доказывать банку, что это вы хотите провести платеж, а не мошенники какие-нибудь.

— И потом, Россия ведь огромная страна, 17 миллионов кв.км территория, — продолжает экономист. — И в ней есть отдаленные населенные пункты, условно говоря, деревня из шести-семи дворов, куда один раз в месяц доезжает почта, чтобы привезти им деньги. А потом в эту деревню приезжают грузовики, с которых производится продажа каких-нибудь продуктов или товаров. И не будут же жители расплачиваться с ними картами, которых у них вообще может и не быть…

Но вот то, что мегаполисы, крупные города будут все больше переходить на безналичный расчет, это очевидно.

Однако, как отметил эксперт, у нас немалая часть населения испытывает идиосинкразию (в психологии — субъективное чувство неприязни или даже отвращения к каким-либо стимулам из внешней среды. — Прим. авт.) ко всяким картам и расчетам в цифровом рубле. В основном, конечно, это относится к более старшему поколению. По некоторым подсчетам, число таких людей может достигать примерно 10%.

— Это не то чтобы страх — у них просто сложился какой-то комплекс, поэтому они всегда будут предпочитать рассчитываться наличными, — говорит Георгий Остапкович. 

Еще одна важная деталь. В России около 15% ВВП создается в неформальном бизнесе. То есть люди работают в гаражах, красят чужие заборы, строят чужие бани, воспитывают чужих детей. И с такими неформальщиками, как правило, заказчики рассчитываются наличными.

Подчеркну, что при этом в России современные онлайновые финансовые продукты и инструменты — одни из лучших в мире. Но, учитывая размеры нашей страны, учитывая все эти форс-мажорные вещи, наличность не исчезнет, в ближайшие двадцать лет точно. И, кстати, как сейчас показывает практика, со стороны Центрального банка нет какого-то значительного сокращения наличной массы.

Ну, а то, что молодежь не пользуется наличкой, это можно назвать абсолютной тенденцией. Пожилые люди — совсем другое дело, они инерционно продолжают пребывать в наличном расчете.

«Моя мама, ей 81 год, так и не завела себе ни одной карты, расплачивается везде только наличными, чему, кстати, многие удивляются и смотрят на нее как на «вымершего мамонта», — рассказала «МК» москвичка Светлана. — Зато она спокойна, что с ее счетом ничего не сделают мошенники, ничего у нее не украдут. Заставить ее сделать карту бесполезно».

Но тут, по словам Остапковича, встает вопрос финансовой грамотности. Центральный банк, Минфин и так далее, должны, по его мнению, активнее работать с людьми, особенно со старшим поколением, вести среди них разъяснительную работу, обучать финансовой грамотности, организовывать какие-нибудь пиар-акции по данному направлению…

— У нас в стране довольно много неграмотных в финансовом отношении людей, — резюмировал он. — Они не разбираются ни в кредитах, ни в депозитах, ни в формах расчетов, ни в том, как формировать доход… Я могу сказать, что во всех крупных странах представители центральных банков постоянно выступают по телевидению, по радио и рассказывают о своих продуктах. А если люди финансово грамотны, то меньше происходит разных финансовых «аварий».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру