Свежее исследование портала по поиску работы показало, что каждый третий россиянин до 34 лет не носит с собой наличных денег. «Я вообще никогда не использую наличные, у меня в кошельке только тысяча рублей валяется уже где-то полгода, — ответила на вопрос «МК» 28-летняя москвичка-врач Анастасия. — Мне нигде не приходится платить наличным способом».
В целом тенденция к сокращению оборота «кэша» налицо: если в 2010 году только 3% опрошенных граждан ходили без живых денег в кармане, то сейчас «карточников», таких как Анастасия, уже 27%.
Согласно этому же соцопросу, 54% россиян все-таки носят с собой наличность, причем чаще она обнаруживается у мужчин. 37% респондентов признались, что носят в кошельке до 3 000 рублей, и лишь 3% заявили, что у них с собой обычно имеется более 20 000 рублей (зачем-то).
Кстати, действительно в наше время многих россиян удивляет вопрос продавцов (товаров или услуг) или кассиров на кассе — если речь идет о крупных суммах более 10 000 рублей: «Как вы будете платить, картой или наличными?». Такой вопрос задают, даже если вы собираетесь оплатить, к примеру, номер в отеле за неделю или же куртку за 40 000 рублей.
Когда может исчезнуть из оборота наличка и исчезнет ли, и где она точно останется, корреспондент «МК» выяснил у эксперта.
— Весь мир идет к сокращению наличных расчетов, — говорит директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — В некоторых странах, особенно в маленьких государствах, которые, кстати, занимают первые места в мире по доходам, за крупный товар у вас никто и не примет наличные деньги. Хотя, конечно, какую-то мелочь повседневную можно купить и за наличность.
Наличные деньги, по его словам, на самом деле имеют очень большое преимущество. Во-первых, они принимаются везде. Где-то могут не принимать карты или может произойти какой-то сбой в системе безналичных расчетов, когда вам нужно использовать карту. Во-вторых, бумажные деньги, в отличие от счета, невозможно заблокировать. Если вы делаете большой платеж в безналичной форме, то в сегодняшних условиях, и многие россияне с этим уже сталкивались, банки могут просто-напросто заблокировать вам его. Особенно если, например, вы делаете подряд несколько крупных покупок одежды или бытовой техники и так далее. Вы будете доказывать банку, что это вы хотите провести платеж, а не мошенники какие-нибудь.
— И потом, Россия ведь огромная страна, 17 миллионов кв.км территория, — продолжает экономист. — И в ней есть отдаленные населенные пункты, условно говоря, деревня из шести-семи дворов, куда один раз в месяц доезжает почта, чтобы привезти им деньги. А потом в эту деревню приезжают грузовики, с которых производится продажа каких-нибудь продуктов или товаров. И не будут же жители расплачиваться с ними картами, которых у них вообще может и не быть…
Но вот то, что мегаполисы, крупные города будут все больше переходить на безналичный расчет, это очевидно.
Однако, как отметил эксперт, у нас немалая часть населения испытывает идиосинкразию (в психологии — субъективное чувство неприязни или даже отвращения к каким-либо стимулам из внешней среды. — Прим. авт.) ко всяким картам и расчетам в цифровом рубле. В основном, конечно, это относится к более старшему поколению. По некоторым подсчетам, число таких людей может достигать примерно 10%.
— Это не то чтобы страх — у них просто сложился какой-то комплекс, поэтому они всегда будут предпочитать рассчитываться наличными, — говорит Георгий Остапкович.
Еще одна важная деталь. В России около 15% ВВП создается в неформальном бизнесе. То есть люди работают в гаражах, красят чужие заборы, строят чужие бани, воспитывают чужих детей. И с такими неформальщиками, как правило, заказчики рассчитываются наличными.
Подчеркну, что при этом в России современные онлайновые финансовые продукты и инструменты — одни из лучших в мире. Но, учитывая размеры нашей страны, учитывая все эти форс-мажорные вещи, наличность не исчезнет, в ближайшие двадцать лет точно. И, кстати, как сейчас показывает практика, со стороны Центрального банка нет какого-то значительного сокращения наличной массы.
Ну, а то, что молодежь не пользуется наличкой, это можно назвать абсолютной тенденцией. Пожилые люди — совсем другое дело, они инерционно продолжают пребывать в наличном расчете.
«Моя мама, ей 81 год, так и не завела себе ни одной карты, расплачивается везде только наличными, чему, кстати, многие удивляются и смотрят на нее как на «вымершего мамонта», — рассказала «МК» москвичка Светлана. — Зато она спокойна, что с ее счетом ничего не сделают мошенники, ничего у нее не украдут. Заставить ее сделать карту бесполезно».
Но тут, по словам Остапковича, встает вопрос финансовой грамотности. Центральный банк, Минфин и так далее, должны, по его мнению, активнее работать с людьми, особенно со старшим поколением, вести среди них разъяснительную работу, обучать финансовой грамотности, организовывать какие-нибудь пиар-акции по данному направлению…
— У нас в стране довольно много неграмотных в финансовом отношении людей, — резюмировал он. — Они не разбираются ни в кредитах, ни в депозитах, ни в формах расчетов, ни в том, как формировать доход… Я могу сказать, что во всех крупных странах представители центральных банков постоянно выступают по телевидению, по радио и рассказывают о своих продуктах. А если люди финансово грамотны, то меньше происходит разных финансовых «аварий».