Консульские работники на все вопросы отвечают, что не комментировать требование заверенной копии трудовой книжки — их право: трудоустройством соискателя шенгенского штампа в визовых службах интересовались и прежде, просто до проверки правдивости заявленного дело часто не доходило, а сейчас вот дошло. Туристы оставляют в консульских разъяснительных чатах в Рунете посты, что в гигантской России туристам с периферии такое требование может сорвать поездку, ведь за своей бумажной трудовой им придется из города, где есть визовая служба, ехать в свой «медвежий угол», а потом обратно, что в российских масштабах может занять до недели.
Самыми пытливыми оказались отечественные визовые «помогаторы» – посредники, помогающие россиянам с получением Шенгена. У них своя версия, которую европейские визовые службы пока не опровергли, так как в официальном поле по этому вопросу вообще хранят молчание.
– Мы проанализировали по своим данным, кто за последнее время получил отказ, – поясняет коллегиальный ход мыслей визовый посредник Алексей, – и поняли, что это не те проверки, о которых речь шла в апреле.
Перед летним сезоном, напомним, некоторые российские туристы из-за этой самой трудовой книжки потеряли деньги на билеты и бронь проживания. В апреле итальянское консульство в Питере за сутки до вылета в Рим российской пары, чьи документы лежали в консульстве месяц, вдруг потребовало у них трудовую книжку по состоянию на текущий день. Если бы россияне трудились в современных офисах Северной столицы, может, все обошлось бы: прислали бы ссылку на электронную версию документа, с документом могли бы ознакомиться, не срывая туристам график. Но пара оказалась из дальнего региона, трудовые книжки на их работе, по старинке, бумажные, и проделать за ними пришлось неблизкий путь.
– А пока туда-сюда, консульские почитали, штамп шлепнули, у ребят уже и билеты пропали, – вспоминает Алексей. – И еще в начале сезона отпусков несколько туристов так попали на билеты, из-за того, что не было трудовой-онлайн.
– Значит, это не новшество, надо просто завести электронную трудовую?
– Весной, когда это началось, никто не получил официальный отказ, просто затянули время. То есть с консульств взятки гладки: проверить правдивость анкеты соискателя не только их право, но и обязанность. А заодно удостовериться, что соискатель не уволился с указанного в анкете места работы прямо перед поездкой. Европейцы уверены: не уволен – не беженец. И все равно по весне внезапные требования трудовой за день-два до вылета были единичными. А сейчас это массовая практика, и уже пошли не просрочки, а отказы. Мы просмотрели тех, кому отказано, сравнили и увидели систему...
В туристических пабликах бродит версия, что отказывают даже рядовым сотрудникам российских предприятий, попавших под западные санкции. А ведь с 23 февраля этого года таких стало намного больше. В списке – машиностроительные и ремонтные заводы, конструкторские бюро, производители электроники и радиоприборов, исследовательские центры – и еще почему-то ювелирные компании и один из ведущих отечественных девелоперов, строящий жилые дома.
– Я не сказал бы, что наши выводы прямо созвучны тому, что пишут в пабликах, – уточняет Алексей. – Догадки я не стану оформлять в утверждения, поэтому просто расскажу частные случаи. Моих "личных" отказников на основании трудовой – трое: одна работает секретарем в московском представительстве китайской фирмы, вторая вообще в салоне красоты исполнительный директор, третий – вольнонаемный архитектор. Но оказалось, что китайская фирма поощряет российские планы путем поставки ей электроники, бытовой причем, поэтому их секретарша никуда не поедет. Салон красоты работает на препаратах и оборудовании недобросовестной французской фирмы, не прекратившей поставки в РФ, а просто ушедшей в тень российского названия. Ну а архитектор заключил контракт с застройщиком, который в качестве физлица своего совета директоров попал под санкции. Все перечисленные отказники о таких тонкостях своей работы даже не подозревали.
Что ж, подождем правды от самих евроконсульств, если она последует. Пока кроме пострадавших клерков в пользу версии визовиков говорит пункт 24-V руководящих принципов общей выдачи виз российским заявителям: «Следует учитывать, связаны ли заявители из РФ с физическими или юридическими лицами, подпадающими под ограничения ЕС. Если такие связи существуют, то следует рассмотреть вопрос об отказе в выдаче визы». Самой прочной «порочащей связью» считается работа в российских госструктурах на момент поездки, а также за последние 10 лет, даже если заявитель уже ее покинул. На втором месте по недоброму вниманию — российские работники иностранных компаний, сохранивших в РФ и офисы, и связи с местным бизнесом и властями. Причем, как выяснилось из частной беседы с информированным источником, такое планировалось ввести еще в 22-м году, но тогда, на фоне пандемии, в консульствах на местах на это не хватило ни рабочих рук, ни технического оснащения, а теперь – вот лучше поздно, чем никогда.
– Ничего, привыкнете, – утешает консульский сотрудник одной из европейских стран. – Пенсионные полисы тоже сначала не хотели нести, а теперь приносят. И у кого все в порядке, спокойно едут в свою поездку...
Напомним, что с 1 октября визовые центры ЕС не принимают заявления на Шенген без справки из Фонда пенсионного и социального страхования РФ о трудовой деятельности в течение жизни; первыми такие требования туристам выставили Италия и Болгария.