Новые приоритеты профессий для современной экономики

Институт развития профессионального образования — ведущий экспертный центр страны в вопросах развития колледжей — спрогнозировал, что успех новых технологий России зависит от того, как страна будет готовить новые кадры, своих инженеров, механиков, конструкторов, инновационных сборщиков.

Новые приоритеты профессий для современной экономики
Программа стажировок на современном производстве. Фото: Пресс-служба ИРПО

Посмотрев, в чем нуждаются регионы, каких вакансий больше всего на заводах и предприятиях, ведущие коллективы ИРПО делают вывод: сквозные технологии — вот, что нужно, и вот, что поможет стране уже в ближайшие годы стать независимой в плане технологий.

Что такое сквозные технологии? Те, которые влияют на развитие сразу нескольких отраслей экономики. А конкретно: искусственный интеллект, большие данные, робототехника и новые материалы. Именно в этих областях Россия намерена стать независимым лидером. Количество мест приема по этим направлениям в колледжи значительно выросло, и подготовка кадров для этих отраслей уже идет полным ходом.

Топ самых популярных технологических направлений у абитуриентов колледжей прямо сейчас — «Информатика и вычислительная техника», приходит 115 тысяч студентов в год. В числе лидеров также «Машиностроение» — более 77 тысяч студентов, «Техника и технологии строительства» — более 63 тысяч студентов.

Абитуриенты активно выбирают те специальности, которые наиболее востребованы на рынке труда, обеспечены рабочими местами сразу по окончании учебы. А обучаться этим профессиям придется не за пыльной партой, а у производственного станка.

Убедиться, что все это не только красивые слова, а реальность, можно легко и наглядно, посетив любую из созданных в рамках национального проекта «Образование» мастерскую. Таких площадок на базе колледжей в этом году в стране будет уже 5 тысяч. Все они оснащены оборудованием, приближенным к реалиям высокотехнологичного производства. Масштабная сеть появилась быстро, за шесть лет работы нацпроекта «Образование» в регионах, и все это крайне привлекательно для молодежи, которая хочет овладеть реальными производственными навыками и выйти на работу сразу после обучения.

Кстати, самый популярный вид экзамена в профессиональном образовании сегодня — демонстрационный. Выглядит он так: студент приходит на экзамен и, вместо того чтобы рассказывать заученную теорию, реально демонстрирует, чему научился на практике: варит, монтирует, вытачивает и тому подобное. Собрал студент идеально деталь, выполнил высокоточную задачу — сдал демонстрационный экзамен. На то и демонстрационный, чтобы будущий работодатель увидел результат работы студента своими глазами и при желании пригласил на вакантную позицию.

Педагоги идут на стажировку на трубопрокатный завод. Фото: Пресс-служба ИРПО

Ряд новых возможностей открыл для студентов федеральный проект «Профессионалитет». По сути своей это новый подвид профобучения с короткими и максимально современными программами, а также с прямым включением ведущих отраслевых предприятий в образовательный процесс. «Профессионалитет» стал своеобразным локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Среди его задач с учетом растущего интереса молодежи к обучению в колледжах — широкое распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов среднего звена и рабочих по востребованным специальностям и профессиям. Проект создал образовательно-производственные кластеры, напрямую связав на каждой площадке образовательные центры с работодателями. Сегодня в стране 370 таких кластеров по 24 отраслям экономики, и их число продолжает расти.

Стажировка на высокоточном современном оборудовании. Фото: Пресс-служба ИРПО

Чтобы студент легко вливался в практику, у него должен быть талантливый педагог-наставник. Как готовить таких в масштабах страны? Еще одна задача ИРПО, с которой институт активно справляется. Внутри «Профессионалитета» полным ходом идут программы повышения квалификации педагогов колледжей, разработанные институтом. В центре внимания — практическая подготовка. А еще все программы связаны со стажировками с выездом на заводы и предприятия. Педагоги приезжают на завод, перенимают опыт работы на передовых станках у лучших мастеров, возвращаются в колледжи и учат этому студентов. Студенты оттачивают технику и умения на практике, сдают демонстрационный экзамен, а затем выходят уже работать. Нередко новое место работы — тот самый завод, на котором обучали и педагога. Вот такой круговорот мастерства, наставничества и опыта — залог успешной подготовки кадров для любых нужд страны.

Перейти на проект

Сюжет:

Про стажировки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру