В молодежном форуме «Наследие» примут участие более 300 человек из 28 вузов

Не только сохранить, но и передать потомкам

На мультиформатной площадке «Молодежь Москвы» в Холодильном переулке 28 сентября открылся VII ежегодный молодежный форум «Наследие». В течение двух месяцев команды участников будут готовить проекты реставрации и приспособления к современному использованию одного из памятников русского авангарда — ДК «Серп и молот» на Волочаевской улице. Помимо собственно архитекторов-реставраторов и искусствоведов в проекте участвуют молодые экономисты, социологи, дизайнеры, пиарщики и айтишники.

Не только сохранить,  но и передать потомкам
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Всего на форуме заявлено более 300 участников. Уже традиционно программа началась со студенческого конкурса. Предмет соревнования — Дворец культуры «Серп и молот», спроектированный для одноименного металлургического завода автором дома-коммуны Наркомфина Игнатием Милинисом. Студенты в первый день работы форума детально познакомились с памятником и кураторами работы — это «взрослые» реставраторы, архитекторы, сотрудники Департамента культурного наследия и представители вузов.

«Все мы знаем, что Москва — исторический город, — отметил, открывая форум, глава ДКН Алексей Емельянов. — Отсюда и мощная, стартовавшая 13 лет назад программа реставрации: на сегодняшний день в городе отреставрировано более 1000 объектов культурного наследия. При этом абсолютно ясно, что в Москве XXI века мало быть просто профессионалом-реставратором. Работа с наследием требует междисциплинарного подхода».

Полноправными соавторами реставрационных проектов, по словам Емельянова, стали сейчас урбанисты, дизайнеры, социологи и представители других профессий. «Если в самом первом форуме «Наследие» семь лет назад приняли участие четыре вуза, немногим более 40 участников, то сейчас это 28 вузов и более 300 студентов из 11 регионов страны», — подчеркнул глава департамента.

Участники форума по жеребьевке разделились на двенадцать междисциплинарных команд, включающих в себя специалистов в двенадцати направлениях: помимо собственно архитекторов-реставраторов это историки, социологи, урбанисты, экономисты, юристы, дизайнеры, архитектурные проектировщики, управленцы, пиар- и айти-специалисты.

«Предыдущие два года ребята работали над проектами реставрации и приспособления московских усадеб, — напомнил Емельянов. — Теперь им предстоит подготовить концепцию включения в жизнь современного мегаполиса памятника конструктивизма — Дворца культуры завода «Серп и молот». Сейчас он переживает свое возрождение. Уверен, что участники получат полезный опыт, а главное, проникнутся интересом к истории и архитектуре города. И в дальнейшем, какую профессию они бы ни выбрали, будут обращать внимание на объекты культурного наследия, архитектурные детали, понимать их значимость и ценность, бережно относиться к ним».

Свои команды на форуме традиционно представили МАрхИ, МГСУ, МГУ им. Ломоносова, а также Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, НИУ ВШЭ и другие. Число вузов-участников растет ежегодно: в 2023 году на форуме было представлено 23 университета, сегодня их на пять больше.

— Молодых специалистов ждет путешествие в технологии реставрационной отрасли и плюс к этому работа с самими собой по поиску своей идентичности в профессии, если таковая возможна, — заметил на открытии форума член конкурсного жюри и главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов. — Как всегда, ждем от участников форума не только проявления инициативы. Это будет платформа для обмена опытом между людьми, которые давно в профессии, и новичками. Это важное место, где можно себя попробовать, проявить. Выразить свое отношение к памятнику и придать ему ценность сегодняшнего дня.

Наследие сейчас — один из ключей к гражданской идентичности, отметил Смирнов. «С этого начинается патриотизм, самоопределение себя как жителя города, — утверждает краевед. — Ни одно явление не может быть нами проигнорировано, забыто». В Москве огромное количество памятников истории и культуры, и их возникновение — нелинейный процесс: так, хотя всем известной и уникальной конструкции Останкинской башне уже исполнилось полвека, она пока не является объектом культурного наследия — поскольку по-прежнему используется по прямому назначению, и охранный режим мог бы нанести урон ее функциональности, подчеркнул Смирнов.

— Наша задача при работе с ОКН — в первую очередь понять временной контекст, в котором памятник находится, — говорит член конкурсного жюри. — При этом основная цель сохранения памятников — не только воспользоваться ими самим, но и передать нашим потомкам то уникальное, важное для культурного кода, что в памятниках содержится. В этом и есть ключ к решению реставрационной задачи. Нужно ответить на вопрос, зачем мы это сохраняем, в каком качестве, и почему мы считаем, что именно это достойно того, чтобы жить дальше и продолжаться в поколениях.

Параллельно с конкурсной программой форум «Наследие» приглашает участников к лекциям и консультациям корифеев отрасли; молодые специалисты попадут в реставрационные мастерские. Будет и экскурсионная программа. А для участников из ряда регионов будут отдельные конкурсы, посвященные сохранению наследия их городов.

Завершение конкурса намечено на последние дни осени: 21 ноября в культурном центре НИУ ВШЭ состоятся дискуссии о сохранении наследия, тогда же пройдет защита конкурсных проектов. Презентация студенческих работ намечена на 22 ноября, а днем позже в «Депо» на трех вокзалах пройдет большой городской фестиваль «Наследие» с лекциями, кинопоказами, ярмаркой вакансий в реставрационной отрасли и книжным салоном.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29372 от 30 сентября 2024

Заголовок в газете: Не только сохранить, но и передать потомкам

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру