В России впервые написали икону в честь служителя Фемиды

Ваша святая честь!

Первый и единственный в России судья, который причислен к лику святых, — Михаил Трубников — жил на вологодской земле. Русский дворянин и офицер, он отправлял правосудие так, что народная любовь была всегда с ним. Но она не спасла его от «красного террора»: Трубников мученически погиб по делу древнего Ферапонтова монастыря.

Ваша святая честь!
Михаил Трубников. Фото предоставлено Вологодским Судом

В истории России было немало трагедий, жертвы которых причислялись потом к сонму мучеников. Но история с Трубниковым — уникальная. Притом что до сих пор о единственном святом судье мало кто знал. Пришло время это исправить, тем более что в скором времени обществу будет предоставлена икона Трубникова. Как знать, может быть, он станет покровителем всех праведных судей в стране.

О жизни и смерти святого судьи — в нашем материале.

Праведный судья в своей камере

СПРАВКА "МК"

Михаил Дормидонтович Трубников родился 22 августа 1855 года в городе Кириллове. Он сын дворянина Дормидонта Александровича Трубникова и его жены Анны Михайловны. Отец в момент рождения сына был в чине поручика корпуса лесничих. Родители дали ребенку блестящее образование.

Чтобы рассказать о жизни Трубникова, попробуем переместиться в ту эпоху, которая сегодня кажется немыслимо далекой. Сохранившиеся свидетельства говорят о том, что Михаил с детства мечтал о море и подвигах. Так что, когда подрос, поступил в Санкт-Петербургское военно-морское училище. В 1888 году он покинул военную службу. И уже через несколько месяцев, пройдя требовательную процедуру выборов в уездном Земском собрании, стал участковым мировым судьей 2-го участка Кирилловского уезда. Знания и твердость военного моряка пригодились Михаилу Трубникову в новой должности.

Что представлял собой мировой суд в XIX веке? Место, где решались споры (читай — судьбы). И это была... камера! Но тогда так называли присутственное место во многих государственных учреждениях.

Камера участкового мирового судьи была открыта во все присутственные дни, за исключением времени пребывания служителя Фемиды на съезде мировых судей. Он же выполнял обязанности нотариуса, а в случае отсутствия медика вместе со священником выдавал призываемым на военную службу свидетельства о болезни. Кроме того, мировой судья приводил к присяге чинов лесной стражи, принимал участие в освидетельствовании лиц, страдающих душевным заболеванием. Одним словом, мировой судья в ту пору был человеком абсолютно незаменимым, но сам мог заменять собой многих.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Мировые судьи были выборными (избирались на три года). Они рассматривали дела небольшой важности. Среди таких — гражданские иски на сумму не свыше 500 рублей, о личных обидах и оскорблениях, о восстановлении нарушенного владения, по обвинению в проступках, наказанием за которые мог быть выговор, штраф на сумму не свыше 300 рублей, арест на срок не более 3 месяцев, заключение в тюрьму на срок не более одного года. На практике это означало, что самыми крупными уголовными делами, попадавшими к мировым судьям, были кражи.

«Назначением мирового института, — писал дореволюционный историк Григорий Джаншиев, — было внесение в сферу повседневных гражданских отношений первых элементов благоустроенного общежития — сознания гражданами своих прав и обязанностей. Если новый гласный суд называют — и справедливо называют — школою гражданского воспитания, то мировые учреждения с тысячами камер, разбросанных по самым отдаленным захолустьям нашего обширного отечества, являлись первою и самою важною ступенью этой школы…»

Первый и единственный в России святой судья. Фото предоставлено Вологодским Судом

— Есть достоверные сведения о том, что в 1904 году Трубникова избрали председателем церковно-приходского попечения в Вогнемской волости Кирилловского уезда, — говорит председатель Вологодского областного суда Игорь Трофимов. — Церковно-приходское попечение занималось обеспечением церквей, содержанием начальных школ и т.д. Председателя на должность выбирали люди, которые живут в этой местности. То есть те, в отношении которых Трубников рассматривал дела. Ему доверяли. Это лучшее свидетельство того, что судьей он был справедливым.

Но Михаил Трубников не был обделен и наградами со стороны государства. В 1882 году он стал кавалером ордена Святого Станислава III степени, в 1906-м - кавалером ордена Святого Станислава II степени и кавалером ордена Святой Анны III степени.

Сложно сказать, в какой момент судья Трубников стал особенно часто обращаться к Богу. Но как-то само собой сложилось, что отправлял правосудие с молитвой. С каждым годом он больше и больше времени уделял посещению храмов и обителей.

А с древним Ферапонтовым монастырем у него была какая-то особая связь. Как рассказывали, благочестивый судья любил само это место, любовался фресками прославленного иконописца Дионисия.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Роспись Ферапонтова монастыря считается наивысшим творческим достижением Дионисия. И это единственная документально подтвержденная роспись мастера. Он расписал величественный собор Рождества Богородицы в 1502 году всего за 34 дня. Площадь, на которой он изобразил жития святых, — 600 квадратных метров.

В 1904 году началось активное восстановление Ферапонтова монастыря. Один из первых жертвователей на это благое дело — яркий подвижник и священнослужитель царской России Иоанн Кронштадтский (внес 300 рублей — большую по тем временам сумму). Но и Трубников, разумеется, не оставался в стороне. Тем более что его судебный участок включал территорию обители. Как председатель попечения, он участвовал в восстановлении монастыря, часто бывал тут, общался с настоятельницей (ее назначили в 1905 году) Серафимой. К сведению, во многом благодаря ей сохранились строения XIV-XVII веков и росписи Дионисия. Благодаря им монастырь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но доступен взору любого, кто приезжает в обитель.

Монастырский бунт и аресты

В 1918 году случился бунт в Ферапонтовом монастыре против советской власти.

— Почему вообще люди решили противиться воле советского начальства? Историки объясняют это просто. До 1905 года церкви содержались приходами. И как такового церковного имущества там было немного. Когда советская власть пришла все описывать, приходы возмутились: «Это наше добро!» И в мае 1918 года, когда очередная комиссия приехала переписывать имущество Ферапонтова монастыря, тех недружелюбно встретили. Приход восстал. В сторону протестующих людей стреляли (об этом есть исторические сведения), толпу разогнали. А игуменью Серафиму арестовали. Правда, в кирилловскую тюрьму помещать не стали, поскольку там не было женских камер. Монахиню оставили под домашним арестом.

К Трубникову тогда вопросов не возникло. Он, к слову, уже не занимал никаких должностей (ему было 63 года).

А дальше вот что случилось.

Поздно вечером 11 сентября 1918 года у себя дома был убит председатель Кирилловского совета бедноты, один из организаторов продразверстки Андрей Костюничев. Убийцы застрелили его из ружья, вероятно, через открытое окно.

Местные жители были уверены: убили свои же с целью наживы или личной мести. Ни в Кириллове, ни в окрестных деревнях никакого «белогвардейского» подполья не было, революционных настроений тоже, так что политическая версия отметалась. Но так совпало, что всего неделей раньше, а точнее, 5 сентября 1918 года, вышел печально знаменитый декрет СНК РСФСР о «красном терроре». И эта смерть пришлась весьма кстати...

На месте расстрела стоит часовня. Фото предоставлено Вологодским Судом

— 14 сентября, через три дня после убийства, заседала Следственная комиссия (материалы о ней в подлиннике у нас есть), — говорит Трофимов. — Она признала, что убийство совершил родственник Александр Костюничев. Но к этому моменту он уже был сам убит. Его подельники (все они тоже родственники) Василий и Иван Костюничевы находились в больнице. Следственная комиссия написала в постановлении, что убийцы ненавидели Андрея не только по работе в организации комитета деревенской бедноты, но и из-за, цитирую, «личных счетов». И, несмотря на это, революционный трибунал постановил: «Ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором…» Было принято решение злодеев «после излечения» расстрелять, а заодно с ними еще 37 человек — заложников из числа тех, кто имел отношение к Ферапонтову монастырю или же, по мнению большевиков, вредил новой власти (как, например, бывший гласный Кирилловской городской думы Николай Бурлаков). И первым в списке на расстрел был судья в отставке Трубников, вторым — епископ Кирилловский Варсонофий, третьей — настоятельница монастыря Серафима.

В тот же день все они были арестованы. Накануне казни они находились в кирилловской тюрьме, но в разных камерах.

«Вот и наша Голгофа!»

С помощью сохранившихся в архивах документов вместе с работниками Вологодского областного суда попытаемся восстановить события страшного дня 15 сентября.

5 утра. Заключенных вывели из камер. Архиерей Варсонофий, в клобуке, с посохом, крестил всех, за что его ударили по руке конвоиры. По воспоминаниям, епископ всю ночь не спал (как, впрочем, и все остальные), молился, читал псалмы и совершал всенощную.

В сопровождении карательного отряда из 20 человек узников повели по старой Горицкой дороге.

Матушка Серафима до последнего не верила, что расстреляют без суда и следствия. Судья Михаил Трубников, как говорят, до последнего пытался донести до палачей, что происходящее не имеет отношения к праву, что закон делать этого не позволяет.

Этим последним своим подвигом — уже духовным — он поддержал своих товарищей.

6 утра. Место казни — гора Золотуха. По преданиям, святитель Варсонофий громко сказал: «Вот и наша Голгофа!»

Первой застрелили Серафиму.

— Она при жизни молилась так: «Господи, прости меня, окаянную!» — рассказывает председатель Вологодского суда Игорь Трофимов. — И здесь, перед смертью, тоже стала молиться этой своей молитвой. Расстрельная команда подумала, что она называет их окаянными. И застрелили ее.

Последним убили Варсонофия. Вот как описывают это очевидцы.

Он повернулся спиной к расстрельной команде, поднял руки вверх и стал молиться. Пока он не окончил молитву, как говорят очевидцы, стреляющие не могли в него попасть. А потом сказал: «Я закончил, кончайте и вы». И только после этого пуля достигла цели.

Свидетелями расстрела стали многие местные жители. Их же и заставили копать могилу, одну на всех. Убитых положили туда без гробов. Тело епископа Варсонофия — на тело матушки Серафимы.

Газета «Известия» Кирилловского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов опубликовала через пять дней сообщение:

«Кирилловская Уездная Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и проч. доводит до сведения граждан города Кириллова и уезда, что уличенные в контрреволюционных выступлениях:

ВАРСОНОФИЙ, Епископ Кирилловский,

СЕРАФИМА, Игуменья Ферапонтов. Мон.

ТРУБНИКОВ, Михаил Дормидонтович...

15 сентября сего года Череповецким губернским карательным отрядом на рассвете

РАССТРЕЛЯНЫ…»

Собственно, это и есть официальный отчет о преступлении.

Икона судьи

Плакать над могилой местным жителям не давали. Их самих старались разгонять. Но ничего не помогало — люди стекались к горе Золотухе. А вскоре стали говорить о чудесах и об исцелениях. Место казни стало местом паломничества, и ничего с этим новая власть поделать не могла. А она пыталась — запретами, устрашениями. Даже скотомогильник, который решено было устроить на горе, паломников не отпугнул.

И только четверть века назад, 17 декабря 1998 года, на месте расстрела был установлен поклонный крест, который освятил епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. Тогда же в Вологодской епархии была положена традиция совершать на гору крестный ход от Кирилловского монастыря.

В 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви кирилловские страстотерпцы были причислены к лику святых в сонме новомучеников и исповедников российских. Среди них по представлению Вологодской епархии был канонизирован и Михаил Трубников.

Но так сложилось, что никто не вспоминал о судейском прошлом Трубникова. А потом пришло осознание: это же единственный святой судья в стране!

Первым эту тему поднял как раз председатель Вологодского областного суда. Митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, к которому он обратился, предложил написать по всем канонам икону Трубникова отдельно от кирилловских мучеников (до этого была только совместная). Но как выглядел судья той эпохи?

— Костюм мирового судьи мы нашли в Красноярском краеведческом музее, — говорят в суде. — Он там сохранился и в деталях был воспроизведен на этой иконе. Она почти готова.

Мы стали одними из первых, кто эту икону увидел. Теперь ее увидите и вы (изображение публикуется впервые).

Торжественно освятить ее предполагается в храме, который находится в 20 метрах от Вологодского городского суда. И туда же эту икону поместить. У российской Фемиды теперь будет новый атрибут — икона святого судьи. Хочется думать, что Трубников станет святым покровителем всех российских судей.

Сюжет:

Тайны Фемиды

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29369 от 25 сентября 2024

Заголовок в газете: Ваша святая честь!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру