Портрет любителя водки: «Пить стали не больше, а по-другому»

Эксперт Шапкин объяснил, почему потребители стали тратить больше денег на крепкий алкоголь

 Женатые мужчины старше 30 покупают водку чаще других. При этом основными поклонниками беленькой по-прежнему остаются лица возраста 35+. Такой портрет среднестатистического потребителя водки представил общественности исследовательских холдинг «Ромир». При этом средний чек покупки водки в России за год увеличился почти на 10%. Но пить ее при этом стали больше — покупки выросли на 3,5%. Так что национальная традиция неистребима: как ни повышай цену на «беленькую», ее будут пить еще сильнее. Видимо, как лекарство от стресса...

Эксперт Шапкин объяснил, почему потребители стали тратить больше денег на крепкий алкоголь

Средний чек покупки водки в России за последний год вырос на 9,9%, достигнув 332 рублей. При этом тридцатилетние мужчины покупают «беленькую» чаще других, а доля женщин, потребляющих водку, снизилась до 36,5%, сообщил «Ромир». За год выросли и средние объемы покупок водки — на 3,5%, до 0,49 литра. В целом доля совершеннолетних россиян, употреблявших сорокаградусный напиток в течение 2024 года, составила 42,4% от всего населения страны. Этот показатель тоже вырос, хотя и не сильно — на 0,7%.

Напомним, ранее в Росалкогольтабакконтроле сообщили о росте реализации водки в России в январе-августе 2024 года на 0,9%. За 8 месяцев продажи этого напитка составили 49,79 млн дал. О чем свидетельствуют такие данные, «МК» рассказал председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

- Чем вызван рост среднего чека и рост продаж водки?

- В России в принципе выросли продажи крепких напитков, и тут дело не в том, что россияне стали больше пить. А в том, что с недавних пор в стране стал легализовываться пивной сектор.

- А при чем тут водка? Что: пиво без водки — деньги на ветер?

- Раньше в России активно реализовывались нелегальные пивные напитки. Производились они и шли без лицензии на продажу до 1 сентября 2023 года. Затем появился реестр производителей и оказалось, что пивных производителей стало на 20% больше, чем раньше. В сфере появился контроль. В январе 2024-го была введена маркировка бутылок, в апреле ввели маркировку банок. В мае существенно подняли акцизы. С 1 июня наконец ввели контроль за реализацией таких напитков в розницу. В результате сдулся сегмент пивных напитков. Люди, которые раньше покупали пивные напитки в банках или в бутылках, например «джин-тоники», лишись этого ассортимента в магазинах. Поскольку теперь эти вещи не могут законно производиться и продаваться. А это огромный пласт потребителей. Люди выпивали примерно 300 млн декалитров пивных напитков в год. Для сравнения, все продажи водки в год – это порядка 80 млн декалитров.

- Ну и как все эти пивные приключения повлияли на водочный рынок?

- Огромный сегмент людей, оставшихся без любимых напитков, стал искать им замену и ринулся в сторону крепкого алкоголя. Им нужен сладенький коктейльчик. Для этого россияне стали покупать крепкий алкоголь и смешивать его, допустим, с соком. Получается, что все потребители пивных напитков перетекли в другие два направления. Одни стали готовить такие коктейли самостоятельно, другие перешли на шампанские вина. Только представьте, в этом году производитель самого недорогого игристого вина увеличивает производство на 70%. А все потому, что даже когда 1% от огромного пивного рынка перетекает рынок поменьше, там сразу начинается двузначный рост.

- Получается, данные «Ромир» не свидетельствуют о том, что россияне стали больше пить?

- Нет. Это просто перетекание потребителей. Если бы население стало больше пить, то это бы имело серьезные последствия. Выросло бы число людей, госпитализированных с белой горячкой, диагнозом «алкоголизм». В России такого нет. Так что единственное разумное объяснение роста продаж — это не рост потребления крепкого алкоголя, а переход потребителей пивных напитков на водку или, например, джин. «Ромир» говорит о том, число потребителей водки от 18 до 24 лет выросло почти на 7%. Так вот, это связано с тем, что они стали делать привычные им коктейли, которые исчезли с прилавков, в домашних условиях, например, смешав водку с газировкой или соком. Пить больше не стали, стали просто пить по-другому.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29369 от 25 сентября 2024

Заголовок в газете: Портрет на фоне «зеленого змия»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру