Подождем выборов президента: какие появились новые свадебные традиции

Россиян, попытавших удачу на сайтах знакомств, за последние шесть лет стало чуть больше

ВЦИОМ на прошедшей неделе опубликовал данные опроса россиян на тему онлайн-знакомств. Каждый четвертый сегодня ищет свою вторую половинку на сайтах знакомств. Но потом все происходит традиционно: встречи, свадьба, дети. О традициях городских свадеб рассказывает наш эксперт.

Россиян, попытавших удачу на сайтах знакомств, за последние шесть лет стало чуть больше

В любви и на войне все средства хороши — гласит народная мудрость. Вполне удачно это высказывание характеризует и поиск второй половинки. С развитием дейтинг-сервисов (от англ. «to date» — встречаться, ходить на свидания) романтические знакомства все активнее мигрируют в онлайн, позволяя пользователям искать любовь не выходя из дома. Согласно результатам недавнего опроса ВЦИОМ, россиян, попытавших удачу на сайтах знакомств, за последние шесть лет стало чуть больше: если в 2018 г. опытом поиска второй половинки в Сети мог поделиться каждый пятый (19%), то сегодня — каждый четвертый (24%).

При этом младшие миллениалы в этом вопросе дают фору двум соседним поколениям — поколению цифры и старшим миллениалам: устроить личную жизнь с помощью дейтинг-сервисов, сайтов знакомств когда-либо пробовал каждый второй из числа рожденных в 1992-2000 гг., это вдвое больше, чем по выборке в целом (50% vs. 24%). В двух других упомянутых постсоветских поколениях показатель составляет 38% и 34% соответственно. Молодые люди не только активно знакомятся в Интернете, но и чаще других окружены парами, нашедшими свою любовь благодаря дейтинг-сервисам.

Ирина Бикеева, одиннадцатиклассница: «Я нашла своего парня по Интернету. Он живет в Питере, я – в Москве. Мы познакомились, когда он искал компанию, с кем погулять по Москве. Потом вместе осматривали С.-Петербург. В итоге мы вместе».

Искать свою любовь в Интернете россияне отправляются с оглядкой на свое окружение: опрошенные, знакомые с теми, кто построил семью благодаря сайтам знакомств, в 44% случаев пытались повторить их успешный опыт. В группе тех, у кого нет таких знакомых, устроить свою личную жизнь с помощью дейтинг-сервисов отважился только каждый седьмой (14%). Согласно полученным данным у трети россиян есть в окружении те, кто построил личную жизнь благодаря Интернету (36%). При этом удачный опыт романтических онлайн-знакомств, по словам опрошенных, — скорее исключение из правил («таких пар мало» — 28%), нежели массовое явление («таких пар много» — 8%). Отсутствуют в окружении люди с подобным опытом у 56% наших сограждан.

Чем старше респондент, тем с большей уверенностью можно утверждать, что его знакомые и близкие нашли вторую половинку традиционным способом. Так, шестеро из десяти представителей поколения цифры (18-23-летние) и каждый второй младший миллениал (24-32-летние) окружены парами, которые познакомились в Сети (60% и 52% соответственно). Россияне в возрасте 33 лет и старше, напротив, чаще утверждают, что в их окружении таких людей нет (53-70%).

По итогам прошлогоднего опроса ВЦИОМ, в топ-3 наиболее удачных мест для поиска второй половинки вошли: круг общих друзей (43%), работа/учеба (31%) и клуб по интересам (секции, курсы) (22%).

Итак, вы определились с местом поиска своего будущего партнера. Счастливо познакомились и задумались уже о свадьбе. Полезно знать, что традиции свадебного обряда тоже менялись от года к году в России. Вряд ли вы будете копировать свадьбу своей бабушки, но кое-что все-таки перейдет вам по наследству из опыта торжеств у предков. Доктор исторических наук, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Громов рассказал «МК» об эволюции свадебных традиций. «Они во всем мире многообразны, но они всегда подчиняются единой структуре». Этнограф Арнольд ван Геннеп в начале ХХ века ввел понятие «обряды перехода» - обряды, которые связаны с изменением статуса человека (взросление, перемена места жительства, вступление в различные группы, смерть). Свадьба – важнейший обряд такого типа, и в ее сценариях, к какой бы культуре она не относилась, всегда прослеживается одна и та же схема: человек исключается из привычного для себя состояния и приобретает новый статус. Например, в традиционной свадьбе большое внимание уделяется прощанию невесты с родительским домом. Сейчас это прощание не актуально (молодожены устраивают свою жилищную жизнь по собственному усмотрению), но в современной свадьбе может присутствовать танец невесты с отцом. «По словам знакомого мне организатора свадеб, на этом танце гости плачут со всей проникновенностью», - поделился Дмитрий Громов.

За последние сто с лишним лет городские свадьбы в России значительно изменились. Перед революцией бракосочетания, как правило, включали венчание. После революции пышные свадьбы были объявлены пережитком прошлого, свадебный обряд был сведен до минимума: жених и невеста «записывались» в загсе, всё происходило довольно буднично. Возобновление интереса к свадебной обрядности началось в конце 1960-х – начале 1970-х годов. Стали появляться Дворцы бракосочетаний, в которых заключение брака происходило в торжественной обстановке. Сформировался свадебный дресс-код: строгий черный костюм жениха и белое платья с фатой у невесты. «Советские модельеры, придумавшие такую одежду, явно вдохновлялись образами дореволюционных дворянских свадеб», - полагает ученый. - «Мы помним фильм “Покровские ворота”: Савва Игнатьевич и Маргарита Павловна были одними из первых молодоженов, которые вступили в законный брак по-новому торжественному обряду».

В те же годы появился обычай после загса и перед застольем посещать некие особые места. В частности, памятники, посвященные Великой Отечественной войне. Есть информация, что первыми молодоженами, которые приезжали на такие мемориалы, были дети погибших на войне. Таким образом умершие родители как бы вводились в свадебный круг. Данный обычай раньше существовал и в деревне: если кто-то из родителей не дожил до свадьбы, жених и невеста приезжали на его могилу. «Еще одна причина посещения военных памятников – эстетическая. На тот момент подобные мемориалы были очень современными архитектурными сооружениями, встроенными в природный и исторический ландшафт. Например, в Зеленограде таким местом стал комплекс «Штыки», открытый 24 июня 1974 года на сороковом километре Ленинградского шоссе».

К 1980-м годам в СССР сформировался современный гражданский свадебный обряд, включающий торжественное бракосочетание, катание на автомобилях, посещение свадебных достопримечательностей и последующее застолье. Такой обряд в общих чертах существовал на территории всей страны, иногда с добавлением местного национального колорита. Сейчас обряд изменяется согласно изменениям эстетических предпочтений молодоженов, городского ландшафта и сферы услуг. За последние тридцать лет реже стали посещать мемориалы в память Великой Отечественной войны, чаще – места, связанные с природными стихиями: парки, сады, набережные, отдельные деревья и скалы. «Появились площадки на открытом воздухе, специально оборудованные для посещения свадебными кортежами. Прошла и закончилась волна увлечения свадебными замочками, их в массовом порядке стали вешать в 2006 году, а закончили – в середине 2010-х», - делится Дмитрий Громов.

Москва в этом отношении мало отличается от остальных городов. Но тут живут представители разных национальностей, у них свои свадебные традиции. И этим традициям обычно следуют в приватном пространстве (во время религиозных обрядов и застолья), в городском пространстве все ведут себя примерно одинаково. Например, можно вспомнить истории со стрельбой. «В 1990-е годы во многих северокавказских республиках приобрел широкую популярность обычай стрелять в воздух во время движения свадебных кортежей. Началась это и в Москве: салюты друзей жениха вызвали в обществе очень нервную реакцию. Лидеры землячеств проявили мудрость, объясняя молодежи, что так делать не надо», - повествует ученый. – «Кстати, с традицией свадебной стрельбы, которая вступает в явное противоречие с правопорядком, борются и на Кавказе: знаю республику, в которой свадьбы сопровождает ОМОН, чтобы предотвратить стрельбу».

В то же время, особенно в столичных городах, наблюдается постепенный отход от привычных форм свадьбы: например, реже стали организовывать многолюдные застолья. Молодожены стремятся проводить свадьбы по индивидуальным сценариям. Очень много внимания уделяется фото- и видеосъемке. Свадьба всё меньше воспринимается как обряд и всё больше – как праздник. Этому способствуют многочисленные профессионалы (организаторы, фотографы, костюмеры), которые поощряют многообразие свадеб и придумывают разные способы, чтобы это многообразие создать. «Например, мне неоднократно встречался обряд подбрасывания женихом и невестой тушек курицы, нарядно обвязанных ленточками», - рассказывает Дмитрий Громов. – «А вот из американского кинематографа заимствовано бросание невестой свадебного букета, иногда жених бросает подвязку невесты. Друзья жениха обычно относятся к данной забаве с прохладцей, а вот подруги невесты проявляют чудеса ловкости, чтобы поймать букет, иногда дело доходит до драк».

Появляются и новые свадебные традиции, причем прямо у нас на глазах. Политтехнолог, PR-консультант, коуч Алена Август поделилась тем, что на выборах президента в марте прямо на избирательных участках люди отмечали свадьбы. «Мы были поражены, услышав не об одном подобном случае».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру