О необходимости скорейшей доработки «Семьеведения» объявила вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. Мол, предметный курс (разработка Института изучения детства, семьи и воспитания при РАО) написан не очень внятно, а то и халатно. «Мы провели встречи в правительстве, указали на эти ошибки вместе с экспертами», – говорит Кузнецова.
После того как «Семьеведение» подтянут и утвердят, начнется пилотная программа по апробации предмета в регионах. Кроме того, по словам вице-премьера, планируется создать методический центр нарочно для подготовки специалистов – преподавателей «Семьеведения». Возможно, предмет все-таки охватит и старшую школу.
Ранее зампред правительства Татьяна Голикова рассказывала, что эта новая дисциплина «станет внеурочным предметом и будет проходить в формате беседы». Возможно, решение теперь пересмотрено.
Ныне существующая программа для 5-9 классов включает 34 часа и включает 5 тематических блоков: «Человек, семья, общество», «Мои родственники – похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего – погода в доме», «Современная семья и право». «На словах, так сказать, разработчики делились тем, что в список «войдут модули о семейном бюджете, гиперопеке, семейных праздниках и играх». И еще сообщалось, «предмет адаптируют с учетом многообразия национальностей и культур России».
Впрочем, новая попытка ввести школьный курс о семье и браке со времен «Этики и психологии семейной жизни» была не единственной. На федеральном уровне есть тематический час «Семья и традиционные ценности» в «Разговорах о важном». Кроме того, существуют различные региональные программы и проекты, некоторым из них 10 и более лет.
Например, в Самарской, Волгоградской, Архангельской областях в некоторых школах уже давно ведется такой предмет, как «Семьеведение» (варианты названия «Азбука семьи и брака», «Традиционная семья» и др.) под сильным влиянием РПЦ. В Екатеринбурге действует проект «Азбука семейных ценностей» под эгидой местной епархии. Это курс лекций для подростков 13-17 лет, причем юношам и девушкам «Азбука…» преподается раздельно.
- Я считаю, что школьное расписание, порядок преподавания предметов должны составляться не экстенсивно, а интегративно, – говорит академик РАО, директор школы №109 в Москве Евгений Ямбург. – То есть не должно быть такого, что, если не все умеют считать налоги, тут же вводится предмет по налогам в расписание. А разговоры, рассуждения о семье могут быть интегрированы в другие уроки. В уроки литературы, где разные проблемы, семейные катаклизмы и духовные столкновения представлены в произведениях наших классиков. Или в курс истории, где тоже достаточно примеров для размышлений на темы семьи и общества, семейных ценностей. Бытовые темы – это «Труд», семья и право – обществознание.
Сегодня статус у этого предмета факультативный, что означает преподавание на усмотрение школы. Я не считаю, что такой курс или предмет не нужен, ни боже мой. Но здесь надо очень хорошо взвесить, какие знания буду давать, кому и где. Вот, для примера, я знаю, что в крупном московском центре акушерства и гинекологии работают курсы для девушек-подростков. Им рассказывают все про половые отношения, про ЗППП, контрацепцию и др. В школах есть уже опыт подобного предмета, «Этика и психология семейной жизни». И мы наглядно убедились, как важно, чтобы детям о браке рассказывали профессионалы. О чем-то должны говорить психологи, о чем-то - врачи. И, что скрывать, кадровая проблема с преподаванием такой дисциплины существует.
- Как опыт показывает, в регионах священники РПЦ о семье рассказывают – допустимо ли это?
- А почему нет. Я был хорошо знаком с отцом Александром Менем, который прекрасно говорил и на такие темы. Здесь намного важнее, кто для ребенка референт, кто значимый взрослый, которого он будет слушать, к кому будет прислушиваться. Это может быть и священник. И учитель, и школьный психолог. И родитель, конечно же. Нельзя забывать о том, что самая важная часть обучения «Семьеведению» проходит и должна проходить в родительской семье.