«Отель с моргом»: что будет со знаменитыми «Крестами» после продажи

«МК» выяснил возможные варианты реконструкции знаменитой питерской тюрьмы

Легендарная одиночная тюрьма «Кресты», построенная по уникальному проекту знаменитого архитектора Антония Томишко, уйдет с молотка за один миллиард рублей. Об этом стало известно на Всемирном экономическом форуме. И тут же поползли разные слухи...

Но не сумма взволновала россиян (в конце концов деньги ведь получит государство), а дальнейшая судьба «одиночной Питерской тюрьмы». Даже если новый собственник разрушать комплекс и делать надстройки-пристройки не станет, то чем «наполнит»? Одно дело если там появится, скажем, киностудия, и совсем другое — торговый ряд или склад. В последнем случае питерцы могут посчитать это осквернением памяти тех, кто провел в застенках мучительные дни и ночи. К сведению, в их числе маршал Константин Рокоссовский, которому в «Крестах» выбили зубы, перебили пальцы на ногах и сломали ребра (Сталин потом перед ним извинился: «Обидели мы вас, товарищ маршал. Крепко обидели»).

Что может произойти с «Крестами» - в материале обозревателя «МК».

«МК» выяснил возможные варианты реконструкции знаменитой питерской тюрьмы
Фото Данил Сергеев

«999 одиночных камер могли бы стать 999 номерами суперотеля», - эту мысль однажды высказал один из руководителей старых «Крестов». Сказал он это с любовью к тюрьме как к месту, которое для многих питерцев (да и не только их) стало символичным. По истории «Крестов» и ее сидельцев действительно можно рассказывать историю России.

Обитатели «Крестов» (в 2016 году я была последним журналистом, который посетил еще действующее СИЗО и наблюдал за процессом постепенно переселения арестантов в другие изоляторы) неохотно расставались со своими старыми камерами. Говорили они примерно одно и то же: «Тут Троцкий, Бродский и Рокоссовский сидели, так что мы почти как на экскурсии в музее!» Что интересно, это не преувеличение: практически в каждой камере побывали известные личности. Тот же Лев Троцкий был тут дважды: в первый в качестве заключенного, второй — проверяющего, после чего написал о несоблюдении в тюрьме прав человека статью под названием «Позор». Накануне своего закрытия «Кресты» были не в лучшем состоянии (многие корпуса развалились, какие-то были совершенно заброшены). В главном строении, казалось, все камеры не соответствуют новым нормативам. Но арестантов тогда это не тревожило. Доходило до курьеза: некоторые заключенные предлагали письменно отказаться от соблюдения своих прав в непригодном для содержания СИЗО, только бы остаться тут. Разумеется, их мнение не учли. «Кресты» опустели, но не совсем. Последние работники оттуда уехали в 2021 году (заключенных вывезли уже к концу 2016-го). Но на территории остались ….кошки! Причем в большом количестве. Находились сердобольные люди, которые этих кошек умудрялись подкармливать, оставляя еду у стен заброшенной одинокой тюрьмы. В «Кресты» довольно часто водили экскурсии (в основном ученых, студентов, работников различных ведомств), и «экскурсоводы», зная про кошек, предупреждали визитеров. Ну, а те уже брали с собой колбасу на угощение хвостатым. И вроде бы стало казаться, что так будет всегда. Но нет.

Фото Данил Сергеев

«Комплекс Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы ("Кресты")» - именно так записана легендарная тюрьма на официальном сайте КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) выставят на продажу в конце 2024-го начале 2025 года.

- «Кресты», судя по записи в реестре, имеют статус выявленного объекта культурного наследия, - говорит эксперт, член СПЧ Константин Михайлов. - То есть это временная категория, которая присваивается на год памятникам, когда устанавливаются какие-то исторические или культурные основания для признания их ценными. В течение этого года власти должны подтвердить статус (внести его официально уже в единый регистр памятников России, который ведет Минкультуры) или, наоборот, лишить статуса. Но с «Крестами» ситуация интересная: уже 23 года прошло с момента присвоения «временного» статуса. Впрочем, удивляться не приходится: такие случаи для нас не редкость. Что касается «Крестов», в документах сказано, что в комплекс входят целых 12 зданий, в том числе первый и второй корпуса, общежитие, жилой дом, следственное отделение, церковь, баня, кухня, пекарня, прачечная, больница...

Фото Данил Сергеев

- А почему «выявили» памятник, который у всех на виду, только в 2001 году?

- Да, у всех на виду, да, легендарное. Но далеко не все исторически ценное стояло под охраной. Это процесс постепенный. В этом случае, как я думаю, присвоению статуса препятствовало то, что одновременно с этим на собственника накладываются ограничения. А там ведь было действующее СИЗО. Так что новый статус препятствовал бы привычной работе тюремного ведомства, осложнял ее. Властям это вряд ли было нужно. Но в 2001 году, видимо, все-таки петербургские любители истории «пробили стену» и «Кресты» попали в список.

Не исключено, что «Кресты» будут включены в перечень 1000 подлежащих реконструкции объектов, о которых этой зимой говорил президент Владимир Путин.

- Что это за список?

- Речь о президентской программе (будет действовать до 2030 года), которая позволит передавать (через продажу) объекты культурного наследия тем, кто готов взять «охранные обязательства». Программа предусматривает, что инвесторы, которые берут объекты культурного наследия, будут получать на покупку кредиты в банках по льготными ставкам - не 20%, а 4%, а государство будет банкам эту упущенную выгоду компенсировать. Такой механизм стимулирует инвесторов приобретать объекты культурного наследия и их восстанавливать.

Перечень объектов только формируется. Известно о 8 пилотных регионах, где в первую очередь заработает программа (Санкт-Петербург туда не входит). Кстати, «Кресты» продать планируют единым лотом, насколько я вижу, за исключением бывших общежитий сотрудников и здания с храмом Александра Невского.

- А откуда взялся миллиард рублей? Как считали стоимость «Крестов»?

- Посчитали специалисты организации, которая является правительственным агентом по запуску в хозяйственный оборот неиспользуемого федерального имущества, зданий и земельных участков путем продаж. Они этим занимаются много лет. За это время сформировались системы оценки.

Фото Данил Сергеев

- Они могут обязать собственника, чтобы он отреставрировал этот объект?

- Они не являются собственником, а выступают только как агент, который осуществляет продажу. А петербургский КГИОП уже выдает все ограничения. Думаю, это будет внесено в условия сделки. Если это пойдет действительно по программе, то там заложен мех.

- Может новый собственник изменить «Кресты» до неузнаваемости?

- Нет. В Санкт-Петербурге есть закон, который запрещает надстройку и прочие изменения исторических сооружений. Так что «Кресты» в любом случае под него подпадают, с учетом того что они были возведены в 1885-1890 годах.

***

Для будущего собственника, вероятно, будет непросто использовать часть строений. Речь о 9-м корпусе (он использовался для содержания больных открытой формой туберкулеза), морга (он в последние годы назывался «ледник»). Дело в том, что санитарные службы вряд ли дадут согласие на использование этих строений для оказания услуг гражданам.

А вот настоящим сокровищем может стать корпус №1, где располагаются 480 камер. Дело в том, что он построен в форме большого креста. Стоя в центре и поворачивая голову, можно видеть, что происходит в каждом из четырех лучей-коридоров. При этом солнце, вращаясь, в течение дня заглядывает в каждую камеру. То есть в случае превращения корпуса в отель его постояльцы были бы свидетелями архитектурного чуда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру