В общественном опросе, который организовал Рособрнадзор на официальном портал ЕГЭ, приняли участие специалисты Минпросвещения, Минобрнауки, Российской академии образования, а еще депутаты, чиновники, школы, родительские организации и «даже блогеры», сообщают в ведомстве. Там, как никогда, подчеркивают, что госэкзамен не «что-то застывшее», и выражают готовность сделать ЕГЭ-ОГЭ «как можно более комфортными для выпускника».
К теме комфорта — в обсуждении предложили ввести обязательную настройку и проверку металлоискателей за 2 дня до экзаменов. Чтобы пряжки и «косточки» на входе не звенели и никого не заставляли раздеваться. И ввести мораторий на проведение шумных строительных и дорожных работ под окнами ППЭ (пункты проведения экзаменов) в дни проведения ЕГЭ и ОГЭ.
Кроме того, есть предложение выпускать каждый год бюллетень об изменениях в заданиях ЕГЭ по предметам, чтобы не нужно было выискивать эти новшества по демонстрационным материалам. Впрочем, было предложение и вообще эти демоверсии отменить.
Что касается самих экзаменов, предложений море. Например, предложили засчитывать все-таки наибольший балл ЕГЭ для тех, кто решается на новую июльскую пересдачу. И ввести такую же дополнительную пересдачу для тех, кто сдает ОГЭ. А то девятиклассникам обидно. Были еще инициативы пересдавать ЕГЭ каждый месяц, ввести неограниченное количество пересдач и несчитаное количество пунктов ППЭ для удобства выпускников. По сути, конечно, завиральные.
А вот из дельного — так называемые профильные ЕГЭ. Предпрофобразование, профориентация в школах действительно развивается, а ЕГЭ одинаковые для всех: русский и математика и один-два доппредмета. Вместо этого предлагается проводить в школе один профильный ЕГЭ, а остальная экзаменационная нагрузка ляжет на вузы.
Еще предложения по экзаменам: включить в ЕГЭ по литературе устную часть или часть креативных заданий «для ребят, которые хотят стать художниками, музыкантами, актерами». Отменить сочинение-допуск для сдающих ОГЭ, облегчить собеседование, ограничив его только чтением и устным изложением предложенного текста (сейчас в формате экзамена есть еще рассказ по картинке). Отменить ЕГЭ для тех выпускников, которые не собираются поступать в вуз.
По итогу собранных проектов (а иногда прожектов) и инициатив некоторые уже приняты к рассмотрению. Например, идея придать значимость общему госэкзамену (ОГЭ), который сегодня ни на что не влияет, кроме оценки успеваемости в школе. Как сказал заместитель руководителя надзорного ведомства Игорь Круглинский, большая часть участников общественного обсуждения голосует за то, чтобы итоги ОГЭ учитывались при поступлении в колледж или в 10-й класс. Но это потребует изменений в законодательство (Федеральный закон «Об образовании»).
А другой зам. главы ведомства, директор ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) Оксана Решетникова рассказала о том, какие изменения постигнут ЕГЭ по математике. Сейчас это два экзамена, базовая математика и более продвинутая профильная. Предлагается «математики» вновь объединить, разбив задания на две части. Первая будет представлять собой более простой уровень заданий, а вторая — усложненный. Мол, вторую часть будут решать те, кто собирается в технические вузы.
«Да, сегодня внимание приковано большое, особенно к ЕГЭ, — говорит эксперт в области образования Мария Орлик. — Хотя по большому счету что-то делать имеет смысл с ОГЭ, которое должно хотя бы учитываться в «среднем по аттестации»... Очень странное предложение отменить бланк ФИПИ и демоверсии. Для школьников эти задания не только образец, но и гарант того, что все хорошо, понятно, что и как будет на экзаменах. Отмена демозаданий вызовет взрыв возмущения учеников и их родителей. И усилит репетиторство, с которым мы вроде как боремся.
Что касается единого экзамена по математике, то его проводить технически проще, конечно. Если в первую часть сольют всю базу, а во вторую весь профиль, возможно, большой разницы не будет. Но если это планируется сделать как-то по-другому, то будет сложно выпускникам, которые готовятся два года. Но понятно, что это сделают скоро, раз уже запускается пилотный проект. Не будут ждать 2030 года.
Устную часть там, где была только письменная, надо вводить тоже очень осторожно. Возможно, на сочинении-допуске к ЕГЭ или на экзамене по литературе имеет смысл ввести вариативность, предоставить выбор, сдавать ли блок сочинений-изложений устно или письменно. Хотя это опять утяжелит организацию экзамена. На русском языке, считаю, устную часть вводить не нужно».