— Первый раз я приехал в Северную Осетию, чтобы побывать в Кармадонском ущелье, на месте гибели любимого актера и режиссера Сергея Бодрова-младшего, — рассказывает Михаил Чернов. — И тогда же попал в Беслан, посетил мемориальный комплекс на территории бывшей школы №1, кладбище «Город ангелов», где похоронены жертвы теракта. Стал потом приезжать в Беслан каждый год. Общался с людьми, впитал в себя много горестных воспоминаний. У меня в Беслане появились друзья и знакомые.
Как рассказывает Михаил, Северная Осетия все больше притягивала его, стала для него местом силы.
— Я стал приезжать в школьный музей на различные мероприятия. (Бывшая школа №1 сейчас законсервирована, занятия ведутся в гимназии имени героев спецназа, которая была построена рядом. Там же располагается школьный музей. — Авт.) В 2018 году там прошла моя выставка. Я написал 12 портретов спецназовцев из группы «Альфа», «Вымпел» и сотрудников МЧС, которые погибли во время теракта в 2004 году. Передал их в дар школьному музею.
За сохранение и бережное отношение к памяти погибших Михаил Чернов был награжден школьным орденом «Феникс».
Год назад, ко Дню Героев Отечества, Михаил подарил портреты участникам специальной военной операции на Украине, которые были в 2004-м заложниками в школе №1.
— Слава Богу, все они живы, — объясняет наш собеседник.
Михаил не учился рисовать профессионально. У него нет художественного образования. Он — инженер. Закончил два вуза: Ульяновский институт авиационных технологий и управления и Ульяновский государственный технический университет. Но победило творческое начало. В 2013-м Михаил взялся за кисти и начал рисовать.
— Это дар от природы?
— Я считаю, что художниками рождаются, а не становятся. Я смешиваю тона краски на глаз, повинуясь внутреннему чутью.
Михаил признается, что у него все время стояли перед глазами фотографии погибших в бесланской школе №1. Он не мог уже держать внутри себя все увиденное и услышанное в Беслане. В память о жителях маленького осетинского городка, кто ушел навсегда, испытав ужас, страх и боль, он решил написать их портреты.
— Вы много общались с родственниками погибших. Чья история поразила больше всего?
— Таких трагических историй было много. У людей в том спортзале погибли дети, родители, друзья. Анета Гадиева пришла в тот день на торжественную линейку с двумя детьми, дочкой Аланой, которой было 9,5 лет, и годовалой Миленой. На следующий день, 2 сентября, экс-президенту Ингушетии Руслану Аушеву удалось убедить террористов отпустить матерей с грудными детьми. Анета подошла к одному из террористов, попросила отпустить с ними и ее дочку-пятиклассницу. Боевик начал на нее кричать: «Или выходишь сейчас с грудным ребенком, или остаешься здесь». Анета попросила одноклассницу дочери, чтобы они держались вместе. Представьте состояние матери, с каким сердцем она уходила, спасая одного ребенка и оставляя другого?
Старшая дочь Анеты Гадиевой погибла.
Их семья жила в одной из пятиэтажек рядом со школой. Только из их двора тогда вынесли 38 гробов.
— Погибло 186 детей. Светлые, чистые, невинные души. Я просто не мог не взяться за кисти. Мне обязательно нужно было написать портреты всех 334 погибших. Начал работать над проектом в 2019 году. Рисовал везде, где мог: в поезде, на улице, в метро. Мне нужно было закончить все портреты к 20-летию трагедии. Историю каждого погибшего пропускал через себя, через свое сердце.
Михаил работал над проектом, откладывая основную работу. Все расходные материалы покупал на свои деньги.
— Писал маслом в комбинации с другими материалами на профессиональной бумаге.
— Сложно было писать портреты с фотографий?
— Очень сложно. Когда ты рисуешь с натуры, ты общаешься с человеком, видишь его объемно. А фотография — она же плоская. На снимках мы бываем разными. А портрет — это произведение искусства, он сделан руками, живой.
На рамки для портретов у Михаила не хватило средств.
— Мы сейчас с женой берем кредиты, чтобы купить мольберты и поставить на них какую-то часть портретов.
Художник подчеркивает, что он работал над проектом, чтобы люди знали и помнили об этой трагедии. Чтобы ценили жизнь. И подобное больше никогда не повторилось.
В планах Михаила Чернова создать серию портретов детей Донбасса.