Новое расследование воскресило споры о подлинности Туринской плащаницы: за и против

Соглашаться или нет с аутентичностью реликвии – вопрос веры

Недавние открытия исследователей стали поводом для возобновления горячих споров среди ученых на тему: «Является ли знаменитая Туринская плащаница подлинной реликвией или просто искусной подделкой? И действительно ли в эту ткань было завернуто тело Иисуса Христа после Его распятия?”

Соглашаться или нет с аутентичностью реликвии – вопрос веры

По мнению некоторых историков, Туринская плащаница является одной из самых священных реликвий христианства, в которую, как утверждается, было завернуто тело Иисуса Христа после распятия. Но по мнению других, пишет Daily Mail, эта реликвия не более чем тщательно продуманная мистификация.

На днях исследователи из Итальянского института кристаллографии возобновили дискуссию 600-летней давности. Использовав метод, называемый широкоугольным рассеянием рентгеновских лучей, ученые утверждают, что обнаружили новые доказательства того, что плащаница действительно датируется временем жизни Иисуса.

MailOnline предлагает доказательства обеих сторон дискуссии.

Туринская плащаница, также известная как Святая плащаница, представляет собой кусок полотна длиной 4,3 метра и шириной 1,1 метра, пишет Daily Mail. Уникальность изображения заключается в том, что на нем изображены два нечетких коричневых изображения человека, если смотреть спереди и сзади.

Согласно Библии, после того как Иисус был казнен римлянами на кресте, Его тело было завернуто в льняной саван и помещено в гробницу.

Многие утверждают, что эти изображения свидетельствуют о том, что именно в этот кусок ткани было завернуто тело Иисуса после его смерти. Первое свидетельство существования плащаницы появилось в 1354 году, когда она оказалась во владении рыцаря по имени Жоффруа де Шарне. В то время местный епископ объявил плащаницу подделкой и заявил, что она была изготовлена местным художником, рассказывает Daily Mail. Однако к 1400-м годам подлинность плащаницы была признана как нечто само собой разумеющееся, и реликвия стала объектом поклонения.

Плащаница сильно пострадала от огня и воды в декабре 1532 года, когда сгорела часовня, и материал пришлось ремонтировать с помощью заплаток. С 1578-го плащаница хранится в королевской часовне собора Сан-Джованни-Баттиста в Турине, где ее время от времени выставляют на всеобщее обозрение.

Несколько дней назад плащаница вновь привлекла внимание международного сообщества благодаря недавним исследованиям, которые указывают на то, что она может быть подлинным артефактом.

Ученые из Итальянского института кристаллографии Национального исследовательского совета проанализировали небольшой образец плащаницы, используя метод, называемый широкоугольным рассеянием рентгеновских лучей (WAXS). Этот метод, поясняет Daily Mail, предназначен для изучения естественного старения целлюлозы, содержащейся в волокнах льна. Целлюлоза состоит из длинных цепочек молекул, которые со временем медленно распадаются на более мелкие молекулы сахара. Просвечивая образцы льна рентгеновским лучом, исследователи выявили детали структуры целлюлозы и определили возраст материала. Согласно этому последнему исследованию, материал плащаницы был изготовлен примерно во времена жизни Иисуса, отмечает Daily Mail.

Затем исследователи сравнили состав целлюлозы на плащанице с другими тканями, найденными на территории Израиля, которые датируются первым веком.

В своем исследовании, опубликованном в журнале Heritage, исследователи утверждают: "Данные профилей были полностью совместимы с аналогичными измерениями, полученными на образце льняного полотна, датируемом, согласно историческим записям, 55-74 годами нашей эры, найденном в Масаде, Израиль".

С 1980-х годов, когда Ватикан начал поощрять научное изучение плащаницы, о ней было опубликовано более 170 рецензируемых научных работ, напоминает Daily Mail. Это делает плащаницу одним из наиболее тщательно изучаемых объектов, созданных человеком на Земле, и множество свидетельств указывают в ту или иную сторону.

Помимо недавнего анализа ткани, некоторые из наиболее убедительных доказательств подлинности плащаницы были основаны на микроскопических свойствах материала. В этом году анализ волокон льна в плащанице показал, что они, вероятно, были выращены на Ближнем Востоке.

Альтернативные теории, согласно которым плащаница является средневековой подделкой, обычно предполагают, что она была изготовлена в Западной Европе, указывает далее Daily Mail.

Однако изотопный анализ фрагментов ткани показывает, что лен на самом деле происходил из западного Леванта – территории, которая в настоящее время включает Израиль, Палестину, Ливан и части Иордании и Сирии.

Исследование было проведено по заказу Уильяма Мичема, независимого американского археолога и члена совета директоров Ассоциации образования и исследований Туринской плащаницы.

Уильям Мичем рассказал The Catholic Herald, что, учитывая вероятное ближневосточное происхождение плащаницы, следует усомниться в том, что это просто поддельная реликвия, изготовленная в средневековой Европе, и возникают новые вопросы о том, что означает изображение на ткани. По его словам, возможность того, что эта ткань на самом деле является погребальным саваном Иисуса, подтверждается этими новыми доказательствами.

Другие исследования были сосредоточены на наличии предполагаемых пятен крови на ткани, отмечает Daily Mail. Хотя многие спорят об их происхождении, исследования показали, что красноватые пятна на ткани действительно содержат различные компоненты крови, включая гемоглобин, альбумин и иммуноглобулин.

В 2017 году группа исследователей также из Института кристаллографии заявила, что обнаружила "наночастицы", которые указывают на то, что кровь принадлежала жертве пыток. Эти исследования показывают, что в крови было необычно высокое содержание креатинина и ферритина, которые обычно обнаруживаются у пациентов, перенесших сильные травмы.

Доктор Эльвио Карлино, исследователь из Института кристаллографии в Бари, Италия, утверждает, что крошечные частицы свидетельствуют о "сильных страданиях" жертвы, "завернутой в траурную ткань".

Соавтор исследования профессор Джулио Фанти из Университета Падуи отмечал тогда: "Следовательно, присутствие этих биологических наночастиц, обнаруженных в ходе наших экспериментов, указывает на насильственную смерть человека, завернутого в Туринскую плащаницу".

Если это правда, пишет Daily Mail, то это согласуется с библейским толкованием, что на плащанице содержится кровь Иисуса после того, как Он был замучен до смерти на кресте.

Но далеко не все эксперты убеждены в подлинности плащаницы, констатирует Daily Mail.

Самый известный аргумент против того, что плащаница настоящая, был выдвинут в 1988 году, когда Ватикан предоставил трем исследовательским лабораториям образцы ткани для тестирования. Каждая из этих лабораторий подвергла образцы ткани процессу, называемому датированием по углероду-14, который используется для определения возраста археологических артефактов.

На Земле углерод существует в виде двух стабильных изотопов: C-13 и C-12 - разъясняет Daily Mail. Однако, когда углерод в атмосфере попадает под воздействие космических лучей, он может превратиться в нестабильный радиоактивный С-14. Все живые организмы поглощают этот изотоп с постоянной скоростью, и после смерти изотоп распадается предсказуемым образом. Это позволяет ученым определить, как долго биологический материал, содержащийся в таком артефакте, как Туринская плащаница, был мертвым.

Однако, когда лаборатории проверили плащаницу на наличие С-14, все трое пришли к выводу, что на самом деле плащаница была изготовлена где-то между 1260 и 1390 годами нашей эры. Этот результат также согласуется с первым зафиксированным появлением плащаницы, поскольку реликвия внезапно появилась в 1354 году после того, как, предположительно, отсутствовала более 1000 лет.

Естественно, многие исследователи пытались опровергнуть результаты исследования С-14 и найти причины, по которым это не следует признавать.

Однако другие исследования также поставили под сомнение достоверность предполагаемых пятен крови на одежде, отмечает Daily Mail.

Исследование, опубликованное в Journal of Forensic Sciences, показало, что пятна крови также не соответствовали трупу, лежащему лицом вниз. Используя методы современных исследований на месте преступления, исследователи обнаружили, что пятна крови на одежде не могли быть нанесены таким образом, чтобы это соответствовало библейской версии истории.

Доктор Маттео Боррини, судебно-медицинский эксперт из Ливерпульского университета Джона Мура, рассказал Buzzfeed News: "Даже распятый или повешенный человек должен оставлять отчетливые следы крови на ткани, и это было бы интересной информацией".

Однако анализ, проведенный доктором Боррини, показал, что образцы крови не соответствовали какой-либо одной позе.

Это говорит о том, что плащаница не получила своих отличительных знаков, поскольку использовалась в качестве погребального савана, что подтверждает идею о том, что это средневековая мистификация.

К сожалению, даже с помощью нашего лучшего современного анализа мы никогда не придем к полному пониманию происхождения плащаницы, утверждает Daily Mail.

Исследование, опубликованное в 2015 году, показало, что плащаница содержала ДНК животных и растений со всего мира. Исследователи обнаружили, что прямо или косвенно с плащаницей соприкасались ДНК из Европы, Северной и Восточной Африки, Кавказа, Ближнего Востока и Индии.

С момента обнаружения плащаницы к ней прикасалось так много людей, что она была основательно загрязнена. Это, как отмечает Daily Mail, делает любой анализ ДНК на плащанице или пятен крови в поисках свидетельств присутствия Иисуса абсолютно бесполезным.

Точно так же многие утверждают, что радиоуглеродное датирование плащаницы в настоящее время невозможно из-за ее долгой и бурной истории. Историки знают, что плащаница определенно была отремонтирована в 1500-х годах, но не совсем уверены, какие именно участки были зашиты. Это заставило многих возразить против исследования С-14 на том основании, что Ватикан случайно взял часть нашивки, а не оригинальную ткань.

Непонятно, почему Ватикан не смог предоставить доказательства, которые могли бы убедительно свидетельствовать об Иисусе, но эти жалобы свидетельствуют, что артефакт вызывает много путаницы.

Обширное скопление бактерий на плащанице также может чрезвычайно затруднить проведение любых химических анализов, дополняет Daily Mail.

Профессор Стивен Маттингли из Центра медицинских наук Техасского университета предположил, что тысячелетняя экосистема микроорганизмов постоянно добавляет в саван все больше С-14. Это сделало бы практически невозможным использование традиционного радиоуглеродного анализа для определения времени изготовления плащаницы.

Некоторые исследователи предполагают, что современный изотопный анализ известняковой пыли, обнаруженной на плащанице, может быть использован для определения того, находилась ли она в Иерусалиме. Но даже если бы мы могли доказать, что на плащаницу попала пыль с Ближнего Востока, невозможно доказать, как она туда попала, поскольку к ней прикасалось и ей поклонялось так много путешественников, признает Daily Mail.

В конечном счете, независимо от того, сколько доказательств будет собрано, происхождение Туринской плащаницы, скорее всего, останется вопросом веры.