Как поза врача влияет на доверие пациента: исследование показало, что это имеет значение

Сидящий человек в белом халате воспринимался пациентом лучше

В последние годы тема комплаентности пациентов (их приверженности назначенному лечению) стала одной из самых широко обсуждаемых на медицинских конференциях. Очень часто бывает так, что люди считают себя умнее врачей, а поэтому сами регулируют дозировку и количество препаратов, назначают себе лечение и следуют только тем рекомендациям, которые соответствуют их представлениям о добре и зле.

Почему врачей слушают не всегда, и от чего это зависит? Этим вопросом задались авторы нового обзора «Влияние позы врача на восприятие пациентом в стационаре» и обнаружили, что поза имеет значение.

Сидящий человек в белом халате воспринимался пациентом лучше
фото: freepik.com

Новое исследование ученых из Мичиганского университета и VA Ann Arbor Healthcare System продемонстрировало, что, если врач делает назначения или сообщает пациенту о диагнозе «глаза в глаза», это имеет решающее значение в вопросе комплаентности пациента. Сидение или даже приседание у постели госпитализированного пациента напрямую связано с большим доверием, удовлетворением и даже лучшими клиническими результатами, чем стояние, что также показала работа. Полученные выводы опубликованы в систематическом обзоре в Journal of General Internal Medicine.

Давно известно, что различные невербальные факторы взаимоотношений между врачом и пациентом влияют на восприятие пациента и результаты лечения. Одним врачам доверяют безоговорочно, другим — не всегда.

Должен ли врач при общении с пациентом в палате стационара нависать над ним в позе стоя или ему лучше присесть напротив него? Ученые проанализировали 14 исследований, где изучались разные варианты положения врача - стоя рядом с пациентом или сидя на уровне глаз.

Из десятка исследований следовало, что как минимум по одному показателю сидеть лучше, чем стоять, в трех — поза доктора не имеет значение, а в одном — что стоящий врач даже лучше. Оценка составлялась со слов пациентов, которые отмечали, насколько комфортным было общение с врачом, вызывал ли он доверие, готовы ли они были излить ему душу и согласиться на любые методы лечения, которые он предлагал.

Особой оценке подверглась та самая комплаентность. В одном из исследований врачей приемного отделения поделили на стоящих и сидящих. И тут открылось удивительное: сидящих врачей слушались все пациенты, а их рекомендации выполняли в 100% случаев. Со стоящими врачами нарисовалась совсем иная картина – их назначения выполнили лишь 67,4% пациентов. Еще одно исследование на эту тему (проведенное в отношении ординаторов) показало, что перевес сидящих в пользу стоящий составил 71,9% против 49,4%.

Еще одно удивительное наблюдение: пациенты, с которыми общались сидя, отметили, что им уделяют больше времени в сравнении с теми, у кого врачи стояли над душой. Поскольку реальное время засекалось, первая группа отметила, что с ними общались по 5 минут, тогда как в реальности общение заняло всего минуту.

Ну а в общем сидящий человек в белом халате воспринимался пациентом как более благожелательно настроенный, более грамотный, более адекватный, внимательный, общительный, сострадающий, эмпатичный и пр. Объяснения, полученные со стороны сидящих врачей, казались пациентам более понятными, даже если стоящие врачи говорили им слово в слово тоже самое.

Один из авторов исследования, доктор медицины, преподаватель Медицинской школы Мичиганского медицинского факультета Натан Хаученс, рассказал, что идея провести такое исследование родилась у студентов-медиков. По его словам, исследование показало, что лечащий врач или врач-ординатор может изменить отношения с пациентом очень простым способом, опустившись на уровень его глаз, а не стоя над ним: «В целом наши данные рисуют картину, что пациенты предпочитают врачей, которые сидят или находятся на уровне глаз. Однако практика показала, что даже когда врачам было поручено сидеть со своими пациентами, они не всегда это делали – особенно, если для этого не было выделенных мест. Некоторые врачи также беспокоятся, что сидение у кровати пациентов продлит взаимодействие, когда у них есть другие пациенты и обязанности. Но доказательства, полученные нами, говорят о том, что это не так. Общение на уровне глаз могут затруднить и другие факторы, например, опасения по поводу передачи инфекции. Но мы надеемся, что наша работа принесет большее признание важности сидения и вывода о том, что пациенты это ценят. Надо поощрять врачей садиться при общении с пациентами».

Психологи согласны с тем, что положение человека имеет большое значение при разговоре для формирования доверия между собеседниками. «Давно установлено, что если человек сидит напротив вас и смотрит вам в глаза, вы испытываете к нему больше симпатии и готовые рассказать ему больше, чем человеку, который нависает над вами и невольно давит своей позой. В такой ситуации человеку кажется, что его даже немного унижают, что за ним следят, словом, возвышаются над ним. У многих это вызывает чувство беспокойства и неприязни к собеседнику. Неудивительно, что стоящим врачам пациенты доверяют меньше», - говорит психолог Юрий Крестовский.

Позу врача в Мичигане хотят включить в комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы сделать больничную среду более благоприятной для выздоровления и формирования связей между пациентом и человеком в белом халате. Помимо поощрения медработников сидеть у постели пациентов, также предлагается поощрение теплых приветствий при входе медработниками в палаты. «Полезно было бы сделать что-то простое в больницах, например, разместить складные стулья и табуреты в палатах пациентов или рядом с ними», - отмечают исследователи.

В российских больницах проблемами позы врача во время общения с пациентами не сильно озабочены – по крайней мере, о таким программах у нас никто не заявлял.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру