История семьи и страны: как прошлое может влиять на наше настоящее

Психолог рассказала, почему семьи России несут в себе травмы поколений

В Год семьи, который все еще продолжается весь 2024-й, хотелось бы понять, как история нашей страны сочетается с историей семьи и нашей личной историей. Насколько повлияли на нас множественные психологические травмы предыдущих поколений, можно ли их вылечить так, чтобы не осталось шрама. Об этом рассказала Ксения Мосунова, клинический психолог и родолог. Она считает, что, несмотря на то что все люди и семьи такие разные, мы все хотим одного. Рассказываем, чего именно.

Психолог рассказала, почему семьи России несут в себе травмы поколений
Фото: relax.by

— Ксения, как история семьи, рода связана с историей страны? Насколько взаимное это влияние?

— В нашей стране часто приходилось начинать все с нуля, многим нашим предкам приходилось приспосабливаться к новым социально-культурным и историческим обстоятельствам. Кто-то поднимался, делал карьеру, начинал лучше зарабатывать, кто-то был вынужден покинуть историческую родину, у кого-то в роду — семейные трагедии с арестами, репрессиями, переселениями, кто-то менял имена и фамилии, вынужденно скрывал свое прошлое. Многие из этих чрезвычайных ситуаций, естественно, заставляли семьи формировать поведенческие привычки, которые позволяли выживать. Те передавались из поколения в поколение.

Вне отрыва от исторического контекста мы не можем изучать историю ни страны, ни рода, ни семьи. Все это взаимосвязанные вещи.

То, что когда-то пережили наши предки, может преследовать и нас на протяжении всей нашей жизни, хотим мы этого или нет.

— Что такое межпоколенческие травмы, насколько они сказываются на будущем?

— Считается, что мы инкорпорируем, то есть присоединяем, опыт наших предков, будучи подключенными к родовому бессознательному (или со-бессознательному, как обозначал его психиатр Якоб Леви Морено), где любой исторический факт является гипотетической основой для трансгенерационной, то есть передающейся из поколения в поколение через негативный опыт, травмы: это могут быть катастрофы и катаклизмы, войны, эпидемии и многое другое… Прошлое, о котором сами люди зачастую могут даже не знать, тем не менее с большой долей вероятности оказывает на них огромное влияние.

Например, одна из моих доверительниц столкнулась с необоснованной тревогой в темных помещениях, сопровождавшейся приступами удушья. Точно такие же были и у ее матери. Никаких личных предпосылок в биографии обеих женщин мы к этому не находили. Но однажды выяснилось, что в годы войны ее дедушка, еще ребенок, был вынужден прятаться в сыром погребе. Это был его опыт.

Может быть, сознательно мы и не понимаем этого, но от наших предков нам с большой вероятностью передались многие сильные чувства: страх, паника, тоска. Несправедливость, унижения, обиды, то, что было скрыто ими из-за стыда или от злости. Порой боль, которая тянется из прошлого, не поддается осмыслению настолько, что ее даже сформулировать невозможно. Словно пытаться заткнуть пробоину в обшивке корабля тряпкой.

— Но что мы можем сделать с этой болью наших предков, которую мы унаследовали?

— Чаще всего люди стараются вычеркнуть эту боль из памяти, чтобы не осталось ни одного напоминания о ней. Не понимая, что это так не работает. Боль все равно способна проявить себя. Так, другая моя доверительница питала необъяснимую неприязнь к иностранцам, никогда не бывала за границей. Она была немало удивлена, когда бабушка показала ей письма от прадеда-немца, которого сознательно «вымарали» из семейной истории. И таких историй — миллионы.

Дело в том, что любое незавершенное действие хранится в памяти дольше свершившегося факта. Межпоколенческая травма, которая не была разрешена в момент своего зарождения или в период жизни того, кто от нее пострадал, с большой вероятностью остается в ментальной памяти.

Есть такое понятие, как трансгенерационная передача опыта. Даже если мы не знаем или от нас скрываются обстоятельства, которые происходили в нашей семье, некими скрытыми посланиями нас все равно программируют на уровне нашего бессознательного на сценарные решения, которые применяли наши предки. Вся тема рода посвящена поиску таких травм. Семейная тайна остается с нами до тех пор, пока не будет озвучена и прощена.

— Но многие скелеты десятилетиями пылятся в темном шкафу рода. Внук может даже не знать, что случилось с его дедом, но каким-то невероятным образом повторит тот же путь.

— Не стоит удивляться, если в жизни возникают ситуации, когда вольно или невольно, но человек внезапно начинает интересоваться темой, связанной с семейной тайной. Она будто бы начинает его преследовать, пытаясь открыть себя. Например, он заинтересовался историей своей семьи, о которой мало что знает, и словно случайно на глаза попадается статья про репрессированных. Он видит название деревни, куда отправляли ссыльных, и это оказывается его малая родина. Естественно, из-за того, что у него в голове уже есть некая бессознательная заинтересованность, он начинает крутить эту тему дальше.

Трансгенерационная травма может проявляться, когда возникают повторяющиеся шаблоны поведения, эмоциональных реакций и отношений.

— Некоторые россияне не умеют копить и обращаться с деньгами. Это их мучает, гложет, вызывает неприятные мысли, но они не способны вырваться из круга, можно сказать, что это часть менталитета большинства. В чем здесь дело?

— Да, это очень частые запросы: почему не получается скопить или оптимизировать расходы. И выясняется, что богатство в российских семьях нередко было связано с бедой. Если кто-то выбивался из среднего уровня, то за это расплачивался. Со временем возник целый ряд установок, что все зло от денег, деньги приносят неприятности, это проскальзывало в посланиях от родителей к детям. Обычно, когда подробно подходишь к подтверждению гипотезы, подобные рассказы всплывают на поверхность. Оказывается, в семье были печальные истории, связанные с достатком, люди могут и не знать о них, но и разбогатеть не могут, так как подсознательно на это может быть наложен запрет.

Ксения Мосунова

Рассматривая семейные тайны как естественную часть родового наследия, мы добиваемся того, чтобы все аспекты прошлого перестали быть неудобными и замалчиваемыми. В каком-то смысле семейные тайны раскалывают нашу личность на две части. Психотерапевт Тобиас Хольц называет это «антитезисной симптоматологией», когда в основе любого родового секрета лежат две равнозначные части — жертвы и агрессора. Парадоксальность родовых программ состоит в том, что они производят «раскол» в генеалогическом древе: всегда есть сторона, над которой совершается насилие, и та, которая насилие совершает.

Мы можем стать как теми, так и другими. Мы наследуем поровну и плохого, и хорошего. Это как стокгольмский синдром, который очень сильно связан с трансгенерационной травмой.

— Любой человек состоит из своих предков с двух сторон, от отца и от матери. И у каждого рода свои собственные травмы прошлого, иногда совершенно разные. Почему какие-то события на нас влияют сильнее, а какие-то проходят без следа?

— Все просто. Возьмем, к примеру, две семьи, обе в прошлом пережили негативный опыт, связанный с раскулачиванием. В одной семье глава, несмотря на то что у него все отняли, заново отстроился, поднял детей. А второй покатился по наклонной. Как вы думаете, на чьих потомках прошлое отыграется сильнее?

— Вероятно, на тех, чей предок не выдержал?

— Правильно, потому что это эмоционально разный опыт. Это принципиально разная травма. Одного беда пошатнула, тем не менее он нашел в себе силы бороться. Возможно, его правнуки тоже попадут в похожую ситуацию, но соберут волю в кулак. В отличие от вторых, у которых нет родового опыта, как это можно достойно пережить.

— Геносоциограмма — графическая запись о семье, роде в 3–7 поколениях, что-то типа генеалогического древа. Зачем она нужна и что в нее может быть включено?

— Это понятие, которое вела Анн Анселин-Шутценбергер, французский психолог с русскими корнями, доктор психологических наук, профессор.

В своих исследованиях она развивает технику геносоциограммы, где учитываются не только существующие родственные связи, но также повторение частностей личного и социального развития внутри семьи.

У этой женщины необычная предыстория. Она родилась в Москве. Еще в детстве родители вывезли ее за границу. Это была еврейская семья, и из-за того, что им пришлось все начинать заново, у девочки был тяжелый путь ассимиляции, когда Анн повзрослела, то заинтересовалась темой рода.

Помимо того, кто и когда родился, в геносоциограммы обычно включаются важные события, даты, люди, имеющие большое значение для нас. Это не обязательно кровные родственники. Они просто оставили эмоциональный свет в нашей семейной истории. Врач, который нас спас. Или, скажем, несчастная любовь. Человек, который не знает своего настоящего родителя, может включить в эту схему воображаемого отца-летчика, о котором ему когда-то рассказывала мама и которого он считал реальным.

Семейные легенды, предания, традиции, места, где мы жили, места захоронений предков... От генеалогического древа геносоциограмма отличается задачами, которые она выполняет. Это не просто сбор информации, а инструмент для работы с родовыми травмами. Но только специалист в состоянии определить, какие из событий и людей значительным образом могли повлиять на сценарии нашей жизни.

Когда углубитесь на 3–5 поколений назад — не сильно удивляйтесь тому, что обнаружите. Не отталкивайте это от себя, не закрывайте лицо руками, увидев перед собой «незаживающую рану», которая требует того, чтобы к ней наконец приложили «лекарство»…

— Сейчас в тренде слова «традиции», «скрепы», что это такое в контексте рода и для чего они нужны? Существуют ли традиции, от которых стоит избавиться?

— Безусловно, традиции нам помогают сохранять, приумножать и передавать семейное наследие следующим поколениям. Но кроме материального наследия мы получаем от наших предков и наследие нематериальное. Это как раз и есть традиции. Некоторые из них со временем требуют трансформации. Например, в обеспеченной семье, которая вышла на достойный достаток, не следует применять пословицу «Не жили богато, нечего и начинать», даже если раньше в обиходе в семье ее использовали. Если эта традиция останется, в будущем она может породить энное количество немотивированных страхов и переживаний. Наши дети родились для другой жизни, а мы им продолжаем навешивать негативные старые установки.

В некоторых семьях принято традиционно экономить на всем, не покупать хорошую одежду, полезную еду, и это тоже может быть элементом традиции. Ни к чему хорошему в будущем это не ведет. Если какая-то привычка свойственна роду, вовсе не означает, что она несет пользу, возможно, во благо было бы отказаться от нее.

Но есть полезные и добрые традиции. Когда, к примеру, вся семья собирается по воскресеньям у бабушки за накрытым столом с блинами, это коллективный опыт, который следует передать дальше.

— Легко сказать — отказаться от семейной традиции, а что скажут родственники?

— На мой взгляд, избавиться от негативных традиций непросто. Особенно когда те запечатаны в поколениях. Мамы, папы, бабушки, дедушки собирали, копили этот нематериальный опыт. И тут вдруг мы заявляем, что не хотим так. Это непросто — перестать быть лояльными.

Мы бессознательно чтим семейные традиции, потому что благодаря им многое держится. Но при этом члены семьи могут неосознанно принимать на себя роли или идентифицироваться с определенными чертами своих предков, что может привести к повторению тех же трудностей.

Часто преграды для роста создает лояльность. Одна из моих доверительниц была из семьи простых работяг, она первая в своем роду по настоянию родителей получила высшее образование.

Но ее мама с папой, несмотря на то что выучили дочку, с пренебрежением относились к интеллектуальному труду, ведь на нем «нельзя заработать». Чтобы не разочаровывать их, девушка, сознательно не желая, стала неудачницей. При том что институт она окончила с красным дипломом.

Человек понимает, что он способен добиться успеха. Но из-за этого принятый прежде уклад нарушится. Он станет врагом и изгоем. Он очень этого боится и ни в коем случае не должен такого допустить. Получается замкнутый круг. Мы обречены разрываться между желанием принести в род новый опыт и страхом быть исключенными из семьи.

Отсюда чаще всего и «растут ноги» большинства финансовых проблем, всевозможных блокировок, которые мешают нам выбрать другой сценарий в жизни.

— Год семьи на дворе. Куда идет и как трансформируется российская семья? Какое у нее будущее?

— Хороший вопрос. Хочу сказать, что наша страна абсолютно точно находится на стороне традиционной во всех отношениях семьи. Простите за тавтологию, но это тоже в нашей традиции. На мой взгляд, Россия больше в этом плане относится скорее к Востоку, нежели к Западу. В западной ментальности, когда что-то происходит, человек прежде идет к адвокату. А если проблемы начинаются у нас, то мы обращаемся к своим семейным истокам. Мы не индивидуалисты по своей сути. У нас до сих пор представители нескольких поколений могут жить под одной крышей.

Крепкий род, крепкие семьи с глубокой историей способны на многое.

Ведь семья — это маленькое государство, а государство — большая семья. Все-таки у нас богатейшая история традиционной патриархальной семьи, которую мы должны возрождать, восхвалять и двигать в массы. Только вдумайтесь, Россия — огромное государство, многонациональное, при этом у нас произошло достаточно бесшовное внедрение традиционных ценностей многих наций внутри страны. Наш менталитет действительно позволил нам сохраниться за счет семейственности.

— Но раньше большие семьи — это еще и лишние рабочие руки, возможность выжить, особенно в деревне. Городская цивилизация не предполагает иметь много детей. Не поэтому ли мы, перебравшись в города, стали рожать меньше?

— Я не знаю, кто рожает меньше. У меня самой трое детей, у всех моих знакомых по трое. Мы даже четвертого планируем, хотя младшей дочери всего три месяца. Поэтому, когда мы говорим о демографической составляющей, мы должны это внедрить на уровне сознания. Мы должны объяснять людям, зачем им дети. В целом те, кто добился финансового благополучия и спокоен насчет своего завтрашнего дня, с удовольствием рожают по 2–3. Когда род перестает развиваться, эволюционировать? Когда в него перестают приходить дети. Тут все логично.

К сожалению, у нас еще остался флер из 90-х, помните, когда боялись рожать, потому что неизвестно, что ждать завтра. И это тоже может быть одной из трансгенерационных травм. Когда моя мама забеременела сестрой в 91-м году, у нее был жуткий стресс. Хочется, чтобы сейчас все было совершенно иначе.

Чтобы наши семьи были правильно заточены. Для того чтобы в будущем уже наши дети не боялись больших семей.

— Вы позиционируете себя как ансестолог, кто это?

— Ансестология — это интегральное направление психологии, которое объединяет в себе множество методов психологической помощи человека через работу с его геносоциограммой и темой рода, семейной истории. Это все о возможности передачи травм, которые мы с вами приобретаем из поколения в поколение.

Осознать свой род значит не только принять все когда-либо случившееся, но и согласиться расстаться с этим без сожалений. Понять, что все эти раны, ошибки, стыд, сожаления, изгнания и потери хоть и относятся к нашей семейной истории, но не к нам лично. Всех, кого я встречала на своем пути, волновало одно и то же. На самом деле вне зависимости от социального статуса и дохода все люди хотели одного и того же — счастья.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29344 от 21 августа 2024

Заголовок в газете: «Мы чувствуем вину и боль предков»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру