Оказывается, не так страшна для экономики низкая рождаемость, как старение населения. И в связи с этим возрастной дисбаланс. Когда в обществе мало молодых и работоспособных, на их плечи возложено большее количество пенсионеров, которых приходится кормить.
У нас и в 2024 году все в этом плане достаточно печально, а к 2050-му, как обещают, мир ждёт настоящая катастрофа. Когда стариков станет ну очень много.
И если сейчас в среднем по миру на 100 людей трудоспособного возраста приходится 16 пожилых (в возрасте 65+), то к 2050 году картина изменится кардинально.
Причем некоторые страны в такой диспропорции находятся уже теперь.
Например, в Японии на 100 трудоспособных в данный момент приходится 54,5 пожилых, а через четверть века, по прогнозам, этот показатель вырастет до... 80,7!
В Германии, Франции и Италии в 2024-м это соотношение составляет примерно 40/100, в 2050-м оно увеличится от 54,5 во Франции, до 74,4 в Италии.
В РФ сейчас порядка 25 пожилых на 100 работоспособных, ко второй половине столетия будет порядка 60.
Нынешнее приемлемое соотношение из представленных стран к 2050-му останется только в Индии.
Конечно, бессмертных нигде не бывает, рано или поздно этот перекос выправится, но это произойдет уже ближе к концу 21 века.
А до того на пару десятилетий наша планета буквальным образом превратится в гигантский дом престарелых.
Начинает приближаться к пенсионному возрасту многочисленное поколение появившихся на свет в 70-80-е годы прошлого века. Пожалуй, это было самое спокойное время в современной мировой истории. И даже, что невероятно, в России, которая тогда еще была Советским Союзом.
Детей тогда рождалось много. Сейчас они, то есть мы, становимся все старше.
В среднем в мире ожидаемая продолжительность жизни тех, кому сегодня 40-50, через 25 лет составит 80,3 года для мужчин и 86,7 для женщин.
Но это, опять же, усредненная цифра «по больнице». И Россия до нее пока что сильно не дотягивает. В 2023 году средняя продолжительность жизни у нас составляет 73,5 лет для обоих полов, к 2036 году должна увеличиться до 81. Во всяком случае такую задачу поставил перед россиянами Путин, а как оно пойдет, неизвестно,
В той же Японии уже сегодня живут до 84,8 лет. В Монако - 89,5, во Франции — 82,5.
Мы же на 156-м месте между Молдовой и Суринамом.
Даже в Китае этот показатель составляет 77,7 лет.
Кстати, хуже всего придется как раз Китаю, к 2050 демографическая нагрузка пожилыми здесь будет немногим ниже, чем сейчас в Японии. Но если в Японии населения 120+ миллионов, то в Китае миллиард с гаком. Миллиард стариков - это тяжкая ноша.
Некоторые эксперты предполагают, что именно китайцы, как наиболее экспериментальная в плане обращения с демографией нация, могут пойти на наиболее напрашивающийся радикальный шаг избавления от возрастного дисбаланса — принудительную эвтаназию по достижению определенного возраста. Если учесть, что это страна, когда-то насильно заставившая не рожать больше одного ребёнка, что привело к гендерному (рожали одних сыновей, а с девочками делали аборт) и возрастному перекосу, то подобное развитие событий не исключено.
Вряд ли те же китайцы станут думать, к чему это может привести в дальнейшем. А к чему? Этого никто на самом деле не знает. Так как такого в истории еще не было.
Вполне логично, что программы добровольного ухода из жизни будут развиваться в других странах. Престарелые селебрити станут пропагандировать преимущества такого выбора. Вон даже скончавшийся на днях Ален Делон подумывал об этом.
Возможно, обычным гражданам, решившимся на такое, предложат некие ништяки в виде большей пенсии для согласных заключить контракт на жизнь. А в тоталитарных государствах просто поставят перед фактом, что надо умереть.
Да, для этого, вероятно, придется изменить сегодняшнюю мораль относительно ценности каждой человеческой жизни, но так она и без этого давно изменилась.
Хотя тот же Запад в массовом варианте, скорее всего, может пойти другим путем. Через увеличение продолжительности продуктивной части жизни, развитие технологий, позволяющих людям вести активную деятельность лет до восьмидесяти и выше.
Ведь люди в цифровой экономике второй половины 21 века почти перестанут быть нужны. И поэтому молодых и занятых в реальном секторе в принципе может быть не так много. Кого-то заменят роботы. Кого-то - искусственный интеллект.
И даже во все более увеличивающемся количестве домов для престарелых заботиться о пациентах станут не люди, а ИИ.
Кстати, беда с возрастным перекосом почти не коснется стран с традиционным укладом. Где женщины рожают по-прежнему много, а умирают по разным причинам, не доживая до преклонного возраста.
Необязательно принуждать стариков к смерти, можно просто платить им маленькую пенсию, недостаточную для того, чтобы они могли покупать качественные продукты питания и дорогие лекарства, затруднить медицинское обслуживание, чтобы проблема массового старения разрешилась естественным образом.