Судьба даровала мне общение с блистательными личностями невероятного масштаба. Ряд из них оставил сильное впечатление: академики Дмитрий Лихачев, Жорес Алферов, Наталья Бехтерева, Олег Богомолов, писатель Даниил Гранин, поэты Андрей Вознесенский и Иосиф Бродский, кинорежиссер Эльдар Рязанов, композиторы и музыканты Андрей Петров, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов… Вячеслав Семенович Степин из этого ряда. Гений очевидный, в моем восприятии инопланетянин. Космический разум, облюбовавший для себя земную оболочку. Похожее впечатление, по-моему, испытывали все ученые, которые общались с Вячеславом Семеновичем.
На Российском философском конгрессе в Нижнем Новгороде в 2012 году я видел, как Степину внимал огромный зал, заполненный философами, докторами наук — человек 800 со всей страны. Элита мысли. Каждый сам по себе личность. А Вячеслава Семеновича слушали как мессию. Впечатление от этой картины незабываемо.
Академик Степин давно и широко стал известен во всем мире как выдающийся организатор науки. Много лет он руководил уникальным Институтом философии Российской академии наук и Отделением общественных наук РАН.
Наибольшее признание Вячеслав Семенович получил благодаря своим трудам по философии науки.
Уже к концу ХХ века мировую славу в философском сообществе ему принесли концепция конструктивности научного познания, развитие куновской идеи парадигмы, анализ динамики ценностей и социального резонанса, учет системных аспектов научной теории в формировании картины мира, развитие постнеклассической концепции науки. В кругах специалистов недосягаемой вершиной считается книга В.С.Степина «Теоретическое знание».
Сравнительно недавно проявилось еще одно особое достижение В.С.Степина — создание новаторской и исключительно перспективной теории культуры. Это у него получилось само собой, в качестве «побочного продукта» занятий философией науки. В наших беседах Вячеслав Семенович утверждал: «В том, что я говорю о культуре, нет ничего нового. Об этом говорили и писали другие. Я только собрал все это вместе». Но с таким же успехом можно было бы полагать, что Менделеев «всего лишь» поставил в таблицу известные элементы или что Пушкин «всего лишь» расставил известные нам слова в строчки.
Прогресс гуманитарных наук вызвал к жизни потребность в создании обобщающей теории культуры, синтезирующей сделанное ранее многими поколениями ученых. Именно эта исключительно масштабная задача и оказалась решена В.С.Степиным. Его теория — своего рода многомерная картина культуры в глубине и динамике ее исторического развития. Картина не детальная, но содержащая важнейшие, узловые элементы цельной системы, зримо и рационально сопрягающиеся и работающие в потоке времени.
Взгляды Вячеслава Семеновича на культуру вызревали в стройную теорию постепенно. Основной фундамент степинской теории был сформирован уже в 1992 году в книге «Философская антропология и философия науки». В конце 1990-х Институт философии РАН под руководством академика подготовил к изданию «Новую философскую энциклопедию», удостоенную Государственной премии РФ в области науки и техники за 2003 год. Этот труд включил написанную В.С.Степиным масштабную статью «Культура», содержательная, системная и стилистическая отточенность которой, несомненно, делает ее классической.
Среди ключевых положений теории В.С.Степина новаторское понимание культуры как системы исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных ее проявлениях. Эти программы представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. Они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура — своего рода собрание и хранилище этого опыта, передающегося от поколения к поколению. В ней отмирают одни и зарождаются другие программы человеческой активности, которые, воплощаясь в жизнь социума, порождают реальные изменения.
С одной стороны, степинское определение культуры сочетает достоинства деятельностного, ценностного и семиотического подходов, интегрирует в себе их достоинства, с другой, носит диалектический характер, с третьей, антропоцентрично, то есть ставит в центр системы координат человека, его развитие.
По Степину наряду с биологическим (генетическим) кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, существует и социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта.
Культурные универсалии — еще одно ключевое понятие теории академика В.С.Степина. Если культура самоорганизующаяся историческая система, то она не может состоять из равноценных элементов. Какие-то должны быть более важными, ключевыми, отбирающими и выстраивающими в систему все остальные. Какие же? Ученый дает нам ответ и на этот вопрос.
Следующий научный прорыв Вячеслава Семеновича связан с типологизацией культур, выделением в качестве основных двух типов: традиционалистских и современных (техногенных). В.С.Степин увидел более глубинные отличия культур, нежели исторические, региональные и национальные особенности. На базе своей концепции универсалий он убедительно показал, как различаются в этих типах понимания природы, человека, деятельности и санкционирующих деятельность ценностей, власти и т.д. На этой основе академик проанализировал взаимодействие двух данных типов цивилизации, наметил возможные пути выхода из существующих кризисов мирового культурного развития.
В последние десятилетия В.С.Степин располагал особым научно-теоретическим аппаратом, который и был с блеском применен для анализа актуальнейших проблем современности. И неслучайно именно академик Степин давно и первым в мировой науке обосновал неизбежность кризиса, в который теперь вошел Запад…
В сокровищнице уникального разума этого человека была сосредоточена вся панорама наиболее существенных исследований, идей, концепций, результатов развития науки. Она соединялась в общую картину научного взгляда на мир природы, культуры, социума и человека.
С академиком В.С.Степиным наш университет общался более 20 лет. Впервые мы издали доклад нашего коллеги «Философия и универсалии культуры», представленный в СПбГУП на Дне науки 21 мая 1998 г.
13 мая 2011 года академик Степин оказал честь нашему университету, приняв мантию почетного доктора СПбГУП.
Всего за время сотрудничества мы издали 44 работы великого ученого, выполненные им в нашем университете: лекции, доклады, материалы дискуссий с его участием.
Уместно обратить внимание читателя на две большие книги, выпущенные издательством СПбГУП: «Цивилизация и культура» (2011) и «Человек. Деятельность. Культура» (2018). Это настоящая сокровищница научной и философской мысли.
300-летие Российской академии наук и 90-летие академика Степина университет отметил выходом сборника выступлений Вячеслава Семеновича на ежегодно проводимых нами Международных Лихачевских научных чтениях. В нем собраны 26 текстов выступлений ученого в дискуссиях Чтений с 1998-го по 2018-й.
Каждый из публикуемых текстов отмечен авторским пониманием жгучих проблем современности. Великий ученый и философ учит нас, что в эпохи бурных перемен, когда нарастают цивилизационные кризисы и необходимы новые стратегии развития и России, и мирового сообщества, наука становится особой силой.
Сегодня человечество переживает именно такую эпоху. Проблематизируются базисные ценности современной техногенной цивилизации. Бурно протекающий технологический прогресс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих вопросов, которые еще предстоит осмыслить. Все отчетливее возникает потребность в новых стратегиях человеческой жизнедеятельности, выработке перспективных путей развития культуры. В наше время, полагал ученый, важно аналитически выявить новую, перспективную ценностную базу этих стратегий. В этом В.С.Степин видел одну из главных задач современной науки.
И его творческое наследие дает нам бесценные возможности для решения этой задачи.
Скульптурный портрет Степина в галерее образов почетных докторов СПбГУП каждое утро встречает студентов, идущих в учебный корпус вуза по Аллее Славы. А в Научной библиотеке им. Д.А.Гранина студентам открываются книги, мир идей академика Степина. Именно так университет формирует в сознании молодежи достойные идеалы и ценности, реализуя разработанную с помощью Вячеслава Семеновича культуроцентристскую концепцию образования.
Память не хранение пепла. Это поддержание огня российской духовности.