Среднестатистический россиянин «сидит» в 14 чатах: данные ВЦИОМ шокируют

Зависимость от мессенджеров развилась у 76% соотечественников

Уже несколько лет как для воспитанного человека стало правилом хорошего тона выключать звук своего телефона — всегда, днем и ночью, просто чтобы не раздражать окружающих и самому не дергаться. И это не мы стали вдруг такими вежливыми — просто иначе невозможно: уведомления сыплются со скоростью каши из заколдованного горшочка. Большинство уведомлений — из тех или иных чатов, ставших универсальным средством коммуникации в быту и на работе. Самое время подумать — сказать ли, наконец: «Горшочек, не вари!».

Зависимость от мессенджеров развилась у 76% соотечественников
Фото: freepik.com

Недавно проведенное исследование ВЦИОМ показало, что более трех четвертей (76%) опрошенных россиян состоят в чатах (групповых переписках на базе мессенджеров). Почти половина респондентов (и, стало быть, большинство пользователей чатов) — 46% - смотрят их каждый день. Среднее число чатов на душу подключенного к ним населения — 14 штук, а в возрасте от 35 до 44 лет средний участник этой формы коммуникации вообще подписан на 20 различных чатов.

Цифры внушительные — и совершенно не вызывающие удивления. Чаты всех мастей — примерно то же самое, что маркетплейсы в торговле или самозанятость на рынке труда: дешевое во всех смыслах орудие выстраивания коммуникации почти любого типа. Это маленькое новостное агентство без лишней бюрократии — такое явление, как новостные каналы, появилось еще в начале 2010-х годов, причем восточная часть России здесь лидировала. Это способ устроить «письменную конференцию» по любому случаю типа организации похода на байдарках: собираешь телефоны участников и вуаля, все вовремя оповещены и оперативно общаются.

Наконец, чаты — теперь главный рабочий инструмент общения: вхождение в команду теперь начинается не с отдела кадров, а с включения в чаты корпорации (официальный, с поздравлениями и объявлениями), отдела (с деловой текучкой) и еще, как правило, неформального чатика сотрудников (те же на манеже, но без злого начальника — чтобы перемывать косточки всей «вертикали»).

Поначалу, кстати — было это в середине 2010-х — на эти нововведения многие фыркали: мне что, все время иметь под рукой телефон? А зачем мне это в нерабочее время? Да к чему вообще нужна бесконечная лента сообщений, большая часть которых не имеет ко мне никакого отношения?! И вообще, что мешает начальнику писать подчиненным «в личку», зачем постоянный трёп?

На это начальники (кто подобрее и поразговорчивее) отвечали так: ну, во-первых, мы же должны все знать, что в отделе происходит, общий чат — это сверка часов и синхронное дыхание всего коллектива. Так что — отставить отлынивать и айда в общий чатик! И, немного погодя, прибавляли: ну, представь, каково мне писать в личку каждому из подчиненных. Умаешься же.

А тут кинул сообщение в общий чатик, и все прочитали. Быстро. Удобно. Выгодно. Вот, наверное, и ответ — кому надо, чтобы мы всё это читали.

Это самое удобство почти сразу и с завидным рвением оценили в школах (поступил ученик? Отлично: вот официальный чат с учительницей, вот неофициальный для перемывания ей косточек и сборов на подарки, вот отдельный чат узкой группы родительского комитета, а вот ехидный чатик «оппозиции» этому самому комитету). И в многоквартирных домах: чат дома, где порой бывает по сотне сообщений в день и более (тут же все отключают звук), чат подъезда (чья собака опять нагадила в лифте, доколе?!), чат для объявлений совета дома без права писать там кому-либо, кроме админов...

В результате — имеем постоянно действующую планерку на работе, родительское собрание нон-стоп в школе и заседание жилищного/гаражного кооператива. Ограничение одно-единственное — усталость участников: да, не только читать, но и писать людям надоедает. Но бывает, что прямо посреди ночи кому-то вдруг становится не до сна — и летят уведомления, летят во все десятки и сотни телефонов, подключенных к чату.

И просыпается кто-то, еще не догадавшийся выключить звук, и встревает в насущное обсуждение — кто же виноват в непристойных надписях в том же лифте? Красные, белые, зеленые, школьники, их родители, понаехавшие, понаостававшиеся? И к утру те, кто звук отключил, опять удивляются: елки-палки, вы что наделали, за ночь 500 постов, как теперь это все прочитать, чтобы ничего не упустить?

А никак, дорогие друзья. Не надо эти чаты читать вообще. К такому выводу приходят все больше людей с каждым годом. Просто потому что голова не резиновая, вместить такой объем информационного шума мы попросту неспособны. Обратитесь к психиатру (страшно? Но надо!) за снотворным или антидепрессантами — и первое, что он вам посоветует, это засунуть подальше телефон и отписаться от абсолютного большинства чатов. То же самое посоветует и священник (а это редкое, на самом деле, единодушие с медициной): начинай и заканчивай день с молитвы, а не с чтения «ленты». И будешь бодрее, веселее, и жить захочется.

Беда только в том, что это всё еще непросто сделать. Ну-ка, попробуй «выписаться» из рабочего чата: любимый непосредственный начальник там, где это заведено, выест тебе мозг чайной ложечкой. Из школьного уйти проще — но все-таки требует либо отваги, либо попросту принести в «жертву» родительскому комитету свою вторую половинку. Я, мама, выхожу из чата, все вопросы к папе: такое работает, проверено.

Ну а мягкий вариант — действительно убрать уведомления (пусть копится там, в телефоне, контент — будет нужно, «поднимем»). Или даже «заархивировать» чаты — чтобы их не было видно, когда включаешь приложение. И если продержишься хотя бы пару недель без постоянного информационного шума в голове — самочувствие улучшится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29340 от 15 августа 2024

Заголовок в газете: В каком чате у меня жужжит

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру