Насколько вышедший на свободу педофил или вуайерист способен сдерживать себя и не приняться за старое? Об этом мы поговорили с психиатром Ольгой Бухановской, занимающейся подобными сексуальными перверсиями.
— Безусловно, не имея точной информации, не общаясь с этим конкретным человеком лично, невозможно сказать, что им двигало. Но возможно мы имеем дело с патологией воли. Педофил может обладать достаточным интеллектом, умом, он может понимать, что поступает плохо, но не способен остановиться.
— Мне недавно приводили потрясающий пример: это как сладкое, когда понимаешь, что пирожное есть нельзя, а руки к нему тянутся. И это ужасно, потому что это сильнее тебя.
— Да, неплохое сравнение. Если человек совершил подобное действие повторно, то, возможно, у него есть компульсивное влечение к развратным действиям в отношении детей. Это вообще никакое не сексуальное, а психическое отклонение педофилического характера.
— Неужели мужчина не понимал, что его ждёт в случае рецидива — ведь сейчас ему грозит пожизненное заключение.
— Мы в центре занимались лечением и обследованием серийных преступников. На свободу вышел молодой человек, он отбыл наказание за такого рода преступление в колонии строгого режима. Это был садист с гомосексуальными наклонностями. Перед возвращением домой он написал маме: «Мама, срочно ищи психиатра, который мне поможет. Я хочу повторно совершать». И когда он вышел, то отец постоянно находился с сыном дома, чтобы тот никуда не ушел и ничего не сделал, а мама в это время искала специалиста. Они его привели к нам за руку. Удалось подобрать препараты, чтобы прекратить эту ненормальную тягу.
— Какой-то вариант химической кастрации?
— Это глупость. Просто зря потраченные деньги. Патология в мозгах, не в члене, не в яичках, она в голове. Возникает патологическое желание, ненормальное влечение, которое не контролируется мужчиной. И оно неудержимо, так же, как люди уходят в запой, не могут прервать употребление наркотиков, это одно и то же, болезнь зависимого поведения. Подавляют подобные проявления исключительно медикаментозно. У подобных пациентов надо искать на электроэнцефалограмме определенные изменения, скорее всего, они будут в лобных или височных долях. Если же он лечится не будет, то ему грозит рецидив. Для того, чтобы добровольно согласиться на терапию, педофил должен понимать, что сам он со своей пагубной страстью не справится, надо обязательно просвещать население и говорить о том, что перед нами не моральная распущенность, а болезнь.
Наша задача при оказании помощи педофилу - уберечь детей и несовершеннолетних от сексуального насилия, профилактируя опасные действия, и оказать помощь самому пациенту, адаптировав его к жизни в обществе