Вернуть уволившихся некогда учителей в «общеобразовательные учреждения» – амбициозная задача. Одним из путей такого «возвращения к истокам» в ведомстве сочли введение единых программ и учебников. Единого образовательного пространства, внедрение которого Госдума утвердила еще в 2022 году. «Понятно, что репетитор – это учитель, ушедший из школы, – говорит об этом руководитель надзорного ведомства. – Надо сделать все, чтобы его обратно вернуть».
Внедрение «единого пространства» в школе еще не началось. Уже есть единый учебник по истории для 10-11 классов. Но вряд ли в ближайшие год-два процесс наберет «крейсерскую скорость», о которой грезят в ведомстве. Да и порядок экспертизы учебников недавно поменяли, их теперь обязательно должны проверять в РАН. Но в целом, мысль о том, чтобы вернуть учителей в школу, не лишена оснований. Сами педагоги часто говорят и пишут о том, как тяжело и трудно решиться на уход из школы.
- Я считаю, в пединституты случайные люди идут редко, – говорит завуч школы из Москвы, преподаватель начальной школы Лидия Леонидова. – Тех, кто не задержится, сразу видно, они и уходят через год-два. Но других куда больше – с живыми горящими глазами, с альтруистической жилкой. У меня есть молодая коллега, которая сейчас уже думает о том, как в будущие весенние каникулы с пятиклассниками поедет в Питер, что будут там смотреть.
Есть и другой тип учителя, который любит свой предмет и хочет научить детей не только навыкам, но и дать такое же отношение к науке, искусству. Часто молодые к себе на кафедру классы водят, это трогательно. Вообще, школа место благодарное, богатое на эмоции. Поэтому увольняются люди отсюда обычно тяжело, с корнями себя вырывают. Многие после этого скатываются в депрессию.
Что чаще всего служит причиной ухода школьных учителей, особенно молодых, кажется, всем известно. Но, оказывается, это не пресловутое профессиональное выгорание, не доход, не конфликты – даже не отчетность. В 2023 году один из педуниверситетов провел масштабное исследование на тему «Почему уходят учителя». Результат вышел неожиданным. На вопрос о том, что вас больше всего отталкивает в работе, учителя ответили – «высокая зарегулированность учебного процесса и школьной жизни». А затем уже привычное: невысокая зарплата, высокая бюрократическая нагрузка, просто нагрузка по часам и др.
Если судить по учительским пабликам, частая причина ухода из школы со стороны молодых женщин - декрет, иные ситуации, когда нельзя найти учителя на замену. Уход за пожилыми родственниками, собственные проблемы со здоровьем... Нередки и конфликты «в учительской». Нынешние молодые учителя и выпускники педвузов принадлежат к поколению зуммеров. Исследователи отмечают, что для них очень важна «возможность творить, иметь достаточный уровень автономии в принятии решений», применять «цифровизацию многих аспектов в жизни и работе».
Другое исследование, известное как рейтинг ценностных устремлений подростков и молодежи (14-29 лет) тоже выявило интересную закономерность. Выше всего в будущей карьере нынешние молодые люди ценят не материальный фактор или престиж, а мобильность. И возможность удаленной работы, в том числе.
Казалось бы, это стремление прекрасно «пересекается» с режимом репетиторской работы. Да, многие репетиторы пишут о том, что свободный график позволяет им выполнить много дел. Но, при этом, лишает непередаваемой школьной атмосферы, радости общения с детьми. И даже с отдельным ребенком не пообщаешься, 90% репетиторской работы сегодня ведется в режиме онлайн.
- Да, от детей сложно уйти, совершенно верно, – говорит эксперт в области образования, учитель русского языка и литературы Мария Бушуева. – «Школа как цирк: учитель всегда на арене, и уйти невозможно» – есть такая цитата из фильма. Но если отвлечься от эмоций, для того, чтобы уже имеющиеся учителя не уходили, а некогда ушедшие возвращались, нужно движение навстречу. И оно уже идет. В паре областей решили этот учебный год начать не с 1 (2) а с 15 сентября, чтобы учителя догуляли отпуск. Который вышел урезанным для тех, кто работал организатором ЕГЭ в июле.
Вносятся предложения о подъемных для молодых учителей. В министерстве разработана методичка на тему того, как принимать молодого учителя в коллективе.
И думаю, что необходимость в такой большой армии репетиторов отпадет, и часть профессионалов вернется в школы, СПО, если действительно будет смягчен ЕГЭ. В частности, задания будут приближены к уровню базовой подготовки школьника. Сегодня «база» – это ответ на 60-70 баллов, а для более высокого результата уже нужен репетитор.