— Петр Шалвович, назовите, пожалуйста, топ-3 заболеваний, с которыми сталкивается врач-кардиолог?
— На сегодня сердечно-сосудистые заболевания в нашей стране занимают первое место по проценту заболеваемости и смертности. Наиболее часто встречающееся из них — гипертоническая болезнь, или повышение артериального давления. Артериальной гипертонией страдает 40% популяции в РФ и 30–35% населения в мире. Это огромное число людей, которым требуется постоянное наблюдение, контроль и лечение. Согласно исследованиям, каждый второй человек, который болеет тяжелой артериальной гипертензией, не ощущает никаких симптомов, не обращается к врачу и, к сожалению, внезапно получает осложнения в виде инфарктов и инсультов.
Второй по значимости болезнью является сердечная недостаточность. Спектр причин ее развития очень широкий, поэтому их необходимо определять в каждом индивидуальном случае. Однако одна из самых частых — нарушение режима и отсутствие правильного лечения сердечных заболеваний.
И, наконец, ишемическая болезнь сердца, которая приводит к инфарктам, заставляет пациентов страдать от стенокардии, также весьма часто протекает малосимптомно, и многие пациенты не обращаются к врачу.
Поэтому кардиологи чаще всего имеют дело уже с серьезными последствиями гипертонии, ишемической болезни сердца и сердечной недостаточности.
— Если говорить о хронической сердечной недостаточности, то какова ситуация с ней в нашей стране? И каков портрет среднестатистического пациента?
— Сердечная недостаточность у нас в стране регистрируется официально, и в настоящий момент она зафиксирована как диагноз у 7% населения, это порядка 10 млн человек. Нужно отметить, что данное заболевание является одним из самых коварных, потому что его симптомы — одышка, небольшие отеки, снижение переносимости физических нагрузок — очень неспецифичны. Именно потому, что люди не видят угрозы в данной симптоматике, они не обращаются к врачу. Так, Министерство здравоохранения Российской Федерации подчеркивает, что реальная цифра гораздо выше, как минимум в два раза.
Что касается портрета пациента, то сердечной недостаточностью чаще болеют мужчины — 57%. Средний возраст пациента-мужчины 58 лет, женщины — 71. Как правило, это человек, который страдает заболеваниями сердца и внесердечными болезнями: диабетом, заболеваниями щитовидной железы, почек. При этом с большой вероятностью он перенес инфаркт миокарда или страдает ишемической болезнью. А еще это гипертоники, которые плохо следят за своим давлением, и через много лет наличия гипертонии у них развивается кардиомиопатия — необратимое заболевание сердечной мышцы, которое выражается в виде фиброзов, снижения эластичности и сократимости сердечной мышцы. В группе риска малоактивные люди, которые из-за своего гипердинамичного режима не чувствуют тех симптомов, которые они могли бы ощутить при физической активности и, соответственно, прийти к кардиологу.
— Петр Шалвович, как среднестатистический человек может понять, что у него проблемы с сердцем? Что нужно делать в этом случае?
— Согласно рекомендациям по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, у нас в стране выделено восемь факторов риска. Основные из них: курение, повышение артериального давления, повышение холестерина, малоподвижный образ жизни, сахарный диабет, употребление алкоголя. Если человек сам у себя наблюдает факторы риска сердечной патологии, то он должен обращаться к врачу для ежегодного обследования. Для мужчин оно показано в возрасте выше 40 лет, для женщин — около 45. Дальше возникает вопрос, как выявлять болезни сердца, так как при гипертонии и так называемой ишемии без жалоб половина пациентов не ощущает специфических симптомов. При этом риск инфаркта при ишемической болезни сердца составляет до 25%, то есть у каждого пятого. И в данном случае комбинация из трех исследований — кардиограммы, нагрузочного теста на беговой дорожке или велотренажере, УЗИ сердца — практически гарантированно определит наличие значимого заболевания сердца. Дальше уже разбираемся, с чем оно связано, и углубляемся в диагностический поиск.
При посещении врача-кардиолога традиционно назначают ЭКГ, и в представлении многих это единственный инструмент кардиолога.
— Что появилось в современной кардиологии для диагностики и лечения пациентов?
— Стандартная ЭКГ, которая была разработана в начале прошлого века и вошла в обиход врачей-кардиологов во всем мире, по-прежнему неизменный компонент обследования сердца. С тех самых времен ЭКГ практически не изменилась ни по технологии регистрации, ни по технологии описания. Но кардиограмма, являясь достаточно чувствительным методом, обладает почти нулевой специфичностью. Она меняется при любом заболевании сердца и даже при внесердечных заболеваниях: при заболеваниях поджелудочной железы, инсультах, пневмонии и ряде других болезней. Поэтому понять, чем именно болеет пациент, по кардиограмме практически невозможно. Очень большой проблемой является то, что кардиограмма не бывает нормальной, она подразумевает только варианты нормы, и у каждого человека она индивидуальна, как отпечаток пальца.
Сегодня в Сеченовском университете благодаря применению искусственного интеллекта, сложной статистики, математического моделирования разработаны системы нейросетевого анализа, которые внутри варианта нормы могут «увидеть» настолько небольшие изменения кардиограммы, которые даже самый опытный врач не может заметить. Основываясь на этом, в Институте персонализированной кардиологии уже разработаны и запатентованы алгоритмы определения нарушения или снижения сократительной и диастолической функций сердца, повышения уровня сахара в крови, нарушения сердечного ритма по обычной кардиограмме.
Также в нашей стране существуют так называемые экспертные центры, куда отправляют кардиограммы из любого уголка нашей страны на расшифровку. Там их одновременно анализируют специалисты по функциональной диагностике и искусственный интеллект — подобная комбинация позволяет выявлять значительный процент людей, которые не знали о своей болезни и, к сожалению, не узнали бы, если бы кардиограмму расшифровал только врач.
— Насколько сегодня можно продлить жизнь пациентам с тяжелыми формами заболеваний, если еще в конце XX века они были обречены на инвалидизацию и даже летальный исход в достаточно активном возрасте?
— Настоящий прорыв в кардиологии произошел в последние 10–15 лет, когда в нашей стране резко удалось снизить смертность по многим сердечно-сосудистым заболеваниям.
Сейчас в Российской Федерации работает 600 специализированных сосудистых центров, в которых пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями оказывают широкий спектр помощи, включая экстренные операции на сердце. Во многом благодаря подобному подходу удалось снизить показатели смертности от инфаркта более чем на 30%!
Что касается сердечной недостаточности, то начиная с 2010 года диагностика и регистрация этого заболевания возросли практически в 1,5 раза. И это совсем не означает, что люди стали чаще болеть — они стали чаще и эффективнее обследоваться, поэтому значительно вырос процент выявления сердечной недостаточности на ранних этапах.
Для примера: смертность от сердечной недостаточности на первом и втором этапах болезни составляет менее 1% в год, тогда как смертность на третьем и четвертом превышает 20%. Сегодня российские кардиологи как никогда нацелены на раннее выявление сердечной недостаточности. Наши возможности позволяют начать лечение пациента на начальной стадии заболевания и не допустить его перехода в третью и четвертую, чтобы не увеличился риск летального исхода и других серьезных осложнений.
— Как вы можете оценить развитие уровня кардиологии в России?
— Российские кардиологи всегда занимали одно из ведущих мест в мировом врачебном сообществе, являются активными членами международных экспертных советов, нас приглашают на все ключевые научные мероприятия. Благодаря этому мы, естественно, перенимаем опыт наших коллег и делимся своим, поддерживаем на мировом уровне рекомендации по лечению и диагностике заболеваний сердца.
— Петр Шалвович, дайте, пожалуйста, совет пациентам, чтобы уберечься от заболеваний сердца.
— Для того чтобы уберечь себя от заболеваний сердца, зачастую нужно сделать самое сложное — поменять свой образ жизни и доверять врачам. Порой пациентам гораздо проще купить в аптеке лекарство и принимать его, чем внести коррективы в свое питание, заняться спортом, обратить внимание на сон и в целом отказаться от вредных привычек. Серьезно осложняет работу врачей низкая комплаентность пациентов, то есть их приверженность лечению. Недавно было опубликовано исследование, которое буквально ошеломило врачей. Даже в день консультации, когда человек выходит из кабинета врача, только треть пациентов полностью выполняет все рекомендации. Дальше в течение года эта цифра снижается до 1–2%.
Сегодня посещение врача-кардиолога абсолютно доступно для всех граждан нашей страны. Но при этом многие люди либо не обращаются к врачу, либо не приходят на повторный прием, а также не соблюдают рекомендации. К сожалению, пациенты предпочитают черпать информацию из непроверенных немедицинских источников, самостоятельно принимая решение, как лечить свое заболевание.
Хочу всех заверить, что российские кардиологи обладают современными возможностями для эффективной диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Доверяйте врачам и прислушивайтесь к их рекомендациям — в этом случае вам будет гарантирована долгая и качественная жизнь.