Вид защищенных боксами-антикражами конфет, баночек кофе и тому подобных товаров — хороший, спору нет, «корм» для пессимиста: все пропало, обыденная еда становится роскошью! Если же не впадать в алармизм, оказывается, что причины явления более сложные. И связаны они скорее с прогрессом, чем с экономическими трудностями.
Вначале о сухих фактах: аналитическая компания «ТендерПро» в этом году опубликовала статистику, в соответствии с которой спрос на устройства антикражи по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза. И наряду с традиционными крупнейшими заказчиками таких решений — книготорговыми сетями, магазинами электроники, парфюмерии, одежды и обуви — значительную долю этого рынка заняли продуктовые ретейлеры. В этом году их доля — примерно треть устройств. Это RFID-метки (пластинка с чипом), этикетки, зеркала безопасности и уже упомянутые пластиковые боксы.
Подтвердить или опровергнуть информацию о статистике краж из магазинов представители московских розничных сетей не смогли, однако опрошенные «МК» сотрудники охраны разных сетевых супермаркетов подтвердили, что в последнее время работают в режиме повышенной бдительности.
— С тех пор как у нас внедрили кассы самообслуживания, приходится следить за ними отдельно, — рассказал Салман, охранник одного из магазинов крупной сети продуктов для здорового питания.
При оплате на традиционной кассе обязанность убедиться, что покупатель не забыл ничего оплатить, лежит на кассире, пояснил охранник. А вот робокассы, хоть и находятся под наблюдением видеокамер, никак не могут воспрепятствовать нечистым на руку покупателям: приходится привлекать охранников.
— Если все товары будут с меткой, работать будет проще, — соглашается Патимат, ассистент на кассах самообслуживания сетевого продуктового супермаркета. — Охранник будет проверять, как в магазине одежды, только тех, кто «зазвенел» на рамках.
Помимо тех, кто просто пытается спрятать товар в сумку или одежду и вынести без оплаты, есть еще два распространенных вида магазинных злоумышленников, добавила собеседница «МК». Первый: люди, которые съедают или выпивают товар прямо на месте (есть совестливые люди, которые несут пустую бутылку или коробку на кассу, но таких меньшинство). Второй: товары без штрихкода на кассах самообслуживания пытаются «пробить» по более дешевому артикулу.
То, что в большинстве сетевых супермаркетов пропали шкафчики для сумок покупателей (как и системы, запечатывающие сумки в одноразовые пакеты), — усложнило работу, подтвердила сотрудница магазина.
Сотрудники торговых залов жалуются не только на пропажу товара, но и на беспорядок, который стали с каждым годом все больше оставлять за собой покупатели. И меры, которые приходится принимать магазинам, — в том числе и против этого: например, сотрудники одного из крупных московских антикварных магазинов убрали из открытого доступа... патефонные пластинки. А все потому, что покупатели имели тенденцию, перебирая «трофеи», нарушать систему. Так что, получается, беспорядок и мелкие покражи — это признак не кризиса, а как раз торгового демократизма.