Стройка на века: рекорды БАМа до сих пор не побиты

Ровно 50 лет назад, 8 июля 1974 года, началась история Всесоюзной ударной комсомольской стройки — Байкало-Амурской магистрали.  В этот день постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве БАМа, ставшего символом поколения 70-х.  И уже в конце июля первые комсомольские отряды строителей  июля собрались на берегах Байкала.  За 10 лет активного строительства БАМ побил целую серию рекордов в различных областях, из которых можно было бы создать свою собственную Книгу.  Чем же запомнилась эта уникальная ударная строительная кампания прошлого века?

Стройка на века: рекорды БАМа до сих пор не побиты
Митинг, посвященный прибытию строительного отряда имени XVIII съезда ВЛКСМ. Россия, Усть-Илимск, Иркутская область. Фото: Petr Malinovskiy/RIA Novosti archive/wikimedia.org

Начнем с того, что магистраль входит в число крупнейших железных дорог мира, её длина - 4287 км. Из них почти четверть трассы - более 1000 километров — пролегает по зоне вечной мерзлоты и высокой сейсмичности.  

При строительстве БАМа было построено 4242 моста и других водопропускных сооружения  для преодоления  естественных преград. Ведь трасса пересекает 11 крупных рек, среди которых Лена, Амур, Зея, Витим, Олёкма, Селемджа и Бурея. 

Во время строительства было пробито 10 тоннелей. Коршуновский - 950 м, Байкальский  -6685 м, Мысовые тоннели  -414 м, 1843 м, 1706 м, 1344 м,  Кодарский - 1981 м,, Дуссе-Алиньский - 1852 м , Кузнецовский -3890 м,. И наконец,   самый протяжённый в России Северомуйский тоннель - 15343 м, который был достроен и открыт в 2003 году. 

При строительстве железной дороги было основано 63 новых населенных пункта, в том числе — три города:   Северобайкальск, Тында и Февральск. Вдоль трассы возвели более двухсот железнодорожных станций и разъездов. 

В пиковый период строительства БАМа на прокладке путей было задействовано 130 000 человек. А общее население региона БАМа на момент окончания основных работ в 1984 году составляло 1 миллион человек. В стройке принимали участие представители 108 национальностей, и около 60% из них  были моложе 30 лет.

Во время строительства устанавливали и трудовые рекорды. Бригада Ивана Варшавского в 1983 году установила рекорд, уложив за сутки 4600 м пути,  но уже через год это достижение было побито, когда бригада Александра Бондаря за сутки проложило 5400 м. пути. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру