Шокирующая находка открыла свидетельства о сражавшихся вместе с мужчинами средневековых женщинах

«Она умерла так же, как и мужчины-рыцари»

Археологи обнаружили шокирующие свидетельства того, что средневековые женщины сражались и умирали бок о бок с мужчинами в бою. Останки женщины, датируемые 12-15-ми веками нашей эры, были обнаружены захороненными рядом с 22 монахами-воинами в замке, построенном в 852 году в Испании, который использовался как крепость для защиты страны от мусульманских воинств.

У всех 23 воинов были обнаружены колотые раны и повреждения от ударов тупым предметом, которые свидетельствовали о насильственной смерти, а у женщины были повреждения верхней части черепа, щек и таза, пишет Daily Mail.

Ведущий исследователь сказал, что женщине было около 40 лет, она была среднего телосложения и умело обращалась с холодным оружием.

Испанские женщины сражались в качестве конкистадоров вместе с мужчинами во время экспедиции Кортеса в начале 16-го века, но останки женщины, найденные в замке, датируются столетиями до появления записей об этом.

Исследователи из Университета Ровиры и Виргилии (URV) и Института Макса Планка изучили останки после того, как они эксгумировали 25 скелетов на кладбище замка Зорита-де-лос-Канес, но только у 23 были раны, свидетельствующие о том, что они погибли в бою.

Именно при изучении травм исследователи выявили характерные различия, которые показали, что один из воинов был женщиной. "Морфология лицевых костей и костей таза являются наиболее очевидными примерами", – сказала Карме Риссек, исследователь из URV.

Исследователи проанализировали изотопы углерода-14 и азота-15 в костях монахов, чтобы определить их пол, состояние здоровья каждого человека и причину смерти. Изотопы азота идентифицируют атомы углерода, которые показывают, была ли рыба или мясо основным источником белка для человека, в то время как изотопы углерода измеряют количество углерода-14 в останках скелета человека, чтобы рассчитать, сколько времени прошло с момента его смерти.

Первоначально команда полагала, что все воины были мужчинами, пока не изучили пропорции костей и поняли, что один из них был женщиной. "Возможно, она умерла так же, как и мужчины-рыцари, и, вероятно, на ней были какие-то доспехи или кольчуга", – отмечает Риссек.

На ее плечевых костях и руках были обнаружены следы мускулатуры, которая соответствовала результатам тренировок с мечом, характерных для воинов-монахов.

Рыцари, как правило, должны были принадлежать к более высокому классу или положению, например к высшему или низшему дворянству и городской элите, но в этих типах монашеских орденов воины-простолюдины были одинаково экипированы и подготовлены к бою, пишет Daily Mail.

Команда обнаружила, что рацион женщины отличался от рациона мужчин, и отметила более низкий уровень потребления белка. Изотопное исследование показало, что другие люди регулярно употребляли рыбу и птицу, но женщина потребляла меньше белка, чем ее товарищи, что может свидетельствовать о том, что она принадлежала к более низкому социальному классу. Однако Риссек опровергает эту теорию, заявив, что разница в рационе питания может быть отражением гендерных различий в тот период.

Некоторые исследователи также предполагают, что она была служанкой в замке, которую призвали присоединиться к рыцарям. Однако команда не считает это вероятным, потому что "ее работа в качестве прислуги оставила бы следы на ее костях, признаки определенных видов физической активности, которые мы теперь можем идентифицировать, – подчеркивает Риссек. – Я полагаю, что эти останки принадлежат женщине-воину, но необходим дальнейший анализ, чтобы определить, в какой степени эта женщина является современницей других рыцарей".

Замок был построен для защиты эмирата от нападений христиан в 852 году нашей эры, но в 1124 году был передан ордену Калатравы, сикстинскому военному и религиозному ордену, которому было поручено защищать границу, – позже эта группа была названа рыцарями Калатравы.

Раны воина, возможно, были нанесены во время битв при Аларкосе в 1195 году нашей эры или Навас-де-Толоса в 1212 году нашей эры, вскоре после того, как орден Калатравы захватил крепость: обе битвы были между христианами и мусульманами, которые сражались за территорию, где находился замок.