«Без ИИ — вообще никак»: на сессии Финансового конгресса ЦБ обсудили стратегию развития рынка

По мнению первого заместителя председателя Правления Сбербанка Александра Ведяхина, большие языковые модели помогут достичь максимальной удовлетворённости клиентов

В Санкт-Петербурге проходит Финансовый конгресс Банка России. На площадке собрались участники финансового рынка, эксперты в области экономики и финансов, национальные регуляторы и международные эксперты. В рамках конгресса прошла сессия «Трансформация бизнес-моделей. Стратегическое видение», где обсудили, как меняются бизнес-модели отечественных банков, какие технологии внедряются и какие вызовы и возможности существуют на этом непростом пути.

По мнению первого заместителя председателя Правления Сбербанка Александра Ведяхина, большие языковые модели помогут достичь максимальной удовлетворённости клиентов
Александр Ведяхин, первый заместитель председателя Правления Сбербанка. Фото: пресс-служба Сбера

В своем выступлении Ведяхин рассказал о новой — человекоцентричной — стратегии банка.

«Если мы посмотрим на наших клиентов, то поймём, что не видим 90% тех задач, проблем, вопросов, которые есть у наших клиентов как у людей. Когда мы поняли, что клиент и человек — это человек больше, чем клиент, мы подумали, что очень важно максимально удерживать нашего клиента, исходя из его человеческих потребностей, вместе с нами. Потому что мы постепенно переходим на расчёт CLTV — Customer Lifetime Value: чем дольше с нами клиент, тем больше по совокупности лет мы зарабатываем. Но клиента необходимо удерживать чем-то большим, чем просто банковскими продуктами: должны быть и продукты небанковские, и наши, и не наши, закрытая полка и открытая полка. Клиент — человек — удерживается максимально рядом. За счёт длительности пребывания с нами клиента получается максимизация долгосрочной прибыли. Это хорошо и человеку, и финансовой организации. Это не ноу-хау: по этому пути идут все. А кто не идёт — про эти организации мы забудем через пять, семь, десять лет максимум», - сказал он.

По мнению спикера, сейчас идёт конкуренция за клиентский, человеческий опыт — и в этой конкуренции без ИИ невозможно быть максимально релевантным.

«Только благодаря IT-технологиям и ИИ можно для конкретного человека предложить решение его конкретной ситуации с конкретным релевантным продуктом — без навязывания, а так, чтобы человек сказал: ″Да, это ровно то, что мне сейчас нужно″. Без ИИ — вообще никак. В этом году финансовый эффект от внедрения ИИ в банке, по нашим прогнозам, составит 400–450 млрд рублей», - сообщил он.

Вместе с тем ИИ — очень дорогая технология. Качественную большую языковую модель (LLM) невозможно просто скачать из интернета. Поэтому банк создает собственную LLM GigaChat. Она позволит быть геймчейнджером для достижения максимальной удовлетворённости клиентов и максимального повышения эффективности сотрудников.

С другой стороны, переход из модели банков в модель IT-компаний может привести к тому, что на финансовом рынке останется 3–5 крупных игроков, что неправильно с точки зрения конкуренции.

«Мы готовы и будем продавать свой GigaChat для всех финансовых институтов, которые в этом заинтересованы. Это можно рассматривать как публичную оферту. Причём настройки будут у вас: мы их не будем видеть. Мы делаем модель, которая является хорошим подготовленным специалистом, но не для вашего финансового института — вы её сами доучиваете. А если начинать всё с нуля, то это как ребёнка сначала научить говорить, потом обучить в школе и так далее. Это будет реально дорого. Поэтому эту часть мы берём на себя», - рассказал Ведяхин.

Каковы ключевые вызовы для российских банков и какие возможности помогут их преодолеть — такой вопрос завершил дискуссию. По мнению Ведяхина, основные вызовы для банка сегодня — это кадры и доступность технологий, в том числе вычислительных мощностей. А ключевые возможности — это ИИ и развитие рынка капитала.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру