Компании в разных странах мира, возможно, и подумывают о сокращении рабочей недели, но в Греции сотрудникам сообщили, что отныне они могут работать шестой день в нестандартном порядке, направленном на повышение производительности, пишет The Guardian.
Опередив других европейцев по темпам экономического роста, страна, которая когда-то находилась в эпицентре тяжелейшего финансового кризиса на континенте, снова изменила тенденцию, введя 48-часовую рабочую неделю. Эта мера, которую профсоюзы назвали “варварской”, вступает в силу с понедельника.
“В этом нет никакого смысла, - сказал Акис Сотиропулос, член исполнительного комитета профсоюза государственных служащих Adedy. – Когда почти все остальные цивилизованные страны вводят четырехдневную рабочую неделю, Греция решает пойти другим путем”.
Правительство премьер-министра Кириакоса Мицотакиса, выступающее за развитие бизнеса, говорит, что необходимость в этой инициативе возникла из-за двойной опасности - сокращения населения и нехватки квалифицированных рабочих. Прежде чем объявить об этом законе – части более широкого пакета законов о труде, принятых в прошлом году, – Мицотакис назвал прогнозируемый демографический сдвиг “бомбой замедленного действия”. По оценкам, с тех пор, как в конце 2009 года разразился почти десятилетний долговой кризис, около 500 000 греков, в основном молодых и образованных, эмигрировали в результате беспрецедентного массового исхода.
По словам чиновников, шестидневная схема будет применяться только к частным предприятиям, предоставляющим круглосуточные услуги. В рамках продленной рабочей недели сотрудники некоторых отраслей и производственных предприятий смогут работать дополнительно по два часа в день или в дополнительную восьмичасовую смену, получая за это доплату в размере 40% от дневной заработной платы.
Любой из этих вариантов, как утверждает правоцентристское правительство, решит проблему недоплаты работникам за сверхурочную работу, а также решит широко распространенную проблему незадекларированной работы.
“Суть этого законодательства в том, что оно благоприятно для работников и ориентировано на экономический рост, - сказал Мицотакис перед тем, как парламент Греции одобрил закон. – И это ставит Грецию в один ряд с остальной Европой”.
Но реакция греков оказалась жесткой. Критики утверждают, что в стране, где практически отсутствуют традиции проведения проверок на рабочем месте, реформа в конечном счете является похоронным звоном пятидневной рабочей недели, не в последнюю очередь потому, что она позволяет работодателям диктовать, требуется ли шестой рабочий день.
Для противников, которые уже вышли на улицы в знак протеста, реформа подрывает правовую защиту и ущемляет давно установленные права работников во имя гибкости.
“На самом деле это было принято правительством, идеологически приверженным получению все большей прибыли для капитала”, - отмечает Сотиропулос. “Более высокая производительность труда достигается за счет улучшения условий труда, повышения качества жизни сотрудников, и теперь мы знаем, что это означает меньшее количество часов, а не больше”.
Эта мера, по его словам, стала возможной отчасти потому, что профсоюзы также почувствовали ослабление своей власти в результате того, что погрязшие в долгах Афины приняли меры жесткой экономии в обмен на спасательные средства во время финансового кризиса в стране. Профсоюзы уже давно утверждают, что сверхурочная работа позволяет работодателям воздерживаться от найма большего числа сотрудников.
Опробованные четырехдневные недельные программы неоднократно демонстрировали повышенный уровень производительности, и исследователи объясняли этот результат повышением концентрации внимания. В Бельгии в 2022 году был принят закон, предоставляющий работникам законное право распределять рабочую неделю на четыре дня вместо пяти, и пилотные проекты были реализованы в таких странах, как Великобритания, Германия, Япония, Южная Африка и Канада, напоминает The Guardian.
Греки и так работают дольше всех в Европе, проводя в среднем 41 час в неделю, по данным статистического агентства ЕС Eurostat, хотя опросы также показали, что им платят гораздо меньше. Левая оппозиция часто осуждала “болгарские зарплаты в стране с британскими ценами”, утверждая, что это явление только усугубляет "утечку мозгов".
В дискуссии приняли участие пенсионеры, которых также поощряли работать в соответствии с законодательством.
“По сути, правительство говорит: ”идите и работайте дольше, мы закроем на это глаза, даже если вы пенсионер, - сказал Григорис Каломойрис, возглавляющий профсоюз учителей-пенсионеров (Pesek). – Известно, что большинство греков со среднемесячной зарплатой в 900 евро могут прожить только до 20-го числа месяца. Эта последняя варварская мера не решит фундаментальную проблему нехватки рабочей силы, и многие из нас считают, что это очень несправедливо по отношению к безработным молодым грекам, у которых, возможно, никогда не будет работы”.