Вдобавок на этой неделе детский омбудсмен Львова-Белова заявила, что пора открывать центры по изучению русского языка для детей мигрантов. И только потом брать в школу. Правда, кто лингвистические и культурные центры организует, где и, главное, за «чей счет банкет», уполномоченный по правам детей не сообщает.
Не сообщают этого ниоткуда, даже из Госдумы, где собрались уже отнимать сертификаты у «не знающих русского языка». Раньше звучали предложения тестировать мигрантов прямо в многофункциональных миграционных центрах, где вообще-то и обычных сотрудников не хватает. Создавать языковые и культурные центры при школах, при мэриях, при библиотеках – где они? Или уровень знаний приезжих опять собираются перепроверять в тех же вузах, где были тестирования и которые погорели на нечестной игре?
Со скрипом приходится признать, что необходимо создать систему не только мигрантского учета, но проверки знаний и обучения. А это аудитории со всей начинкой, учителя, еще сотрудники, противотеррористические устройства и охрана, учебные пособия, курсы повышения квалификации… Куча отчетности, как везде в образовании. И в целом «машинерия ассимиляции» выливается в миллиарды рублей.
Очевидно, что ситуация с мигрантами, особенно в крупных городах, зашла далеко. Даже, возможно, выходит из-под контроля. Одновременно создавая бытовые очаги напряженности. Например, в одном из московских дворов вдруг заработал детский сад для «их» детей, как выражаются жители. Первая мысль в домовом чате была не проверить лицензию, не пожаловаться в госорганы, а позвать так называемую «Русскую общину». Там такие крепкие парни, они разберутся…
Само существование в РФ этой сомнительной, мягко говоря, организации говорит о том, что доверие к «миграционной политике» утрачено. Телодвижения государства в данном вопросе напоминают басни Крылова: а вы, друзья, как не садитесь… И рейды какие-то проводятся с задержанием нелегалов, а воз и ныне там. Не получается у косолапого мишки хорошо играть с остальными, метафорически представляющими Киргизию, Узбекистан, Таджикистан. Ситуация нервирует, оркестранты показывают зубы.
У наших гостей, основная масса которых притекает из деревень и имеет весьма условное образование даже на родном языке, есть своя правда. Ситуация с притоком большого числа мигрантов-эмигрантов другой веры и культуры не нова, ее можно наблюдать по соседству. Как и выходы оттуда, коих два. Вот налево пойдешь – придется подвинуться в угоду гостям в своих привычках и обычаях, как в Великобритании и Германии примерно. Направо пойдешь – будет как в Австралии или Франции: чей дом, того и правила. И никаких хиджабов. И только у нас былинный богатырь все спит на печи, не ступая даже прямо.
Кстати, в Европе создана неплохо работающая система образования и тестирований для вновь прибывших, которые хотят работать и учиться. Конструкция не без изъянов, но она работает. Однако вкладываться в ассимиляцию и мирный уклад дома придется. Есть и свои особенности. Например, в Средней Азии еще с советских времен живет немало учителей русского языка, которые с удовольствием бы переехали в Россию по специальной программе. Какому-нибудь «Переселению соотечественников в города для создания центров русского языка». Для детей поначалу.
И о сигналах. Создается впечатление, что общество маякует властям: ну сделайте что-нибудь с мигрантами. А до властей – как до Луны.
Зато в околоземном пространстве на шестой части суши все понятнее и проще. Это ж какое поле открывается, если полиция станет первым экзаменатором на знание русского языка! Боюсь, до Рособрнадзора с его металлическими рамками только малая часть сигналов дойдет, остальная-прочая в "карманных фильтрах" осядет. Что творят с получением сертификатов мигрантами в вузах украдкой, во всех смыслах, – в силовых структурах давняя традиция. И реализуется с размахом.