«Украл – отдай три стоимости или руку»: эксперты предложили альтернативу СИЗО для обвиняемых

Правозащитники призвали ФСИН дать возможность арестантам гулять до суда

В каких условиях должны содержаться обвиняемые и осужденные, рассказали в четверг правозащитники и юристы. Ранее Владимир Путин на встрече с уполномоченным по правам человека в России Татьяной Москальковой подчеркнул, что люди должны находиться «в нормальных, человеческих условиях». Эксперты предложили свои варианты: убрать всю медицину из системы СИЗО и сделать ее гражданской, а также разрешить прогулки по часу в день тем, кто содержится под домашним арестом.

Правозащитники призвали ФСИН дать возможность арестантам гулять до суда

Вопрос самый острый и при этом хронический – как сократить численность обитателей СИЗО. Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов предложил вариант, проверенный веками:

- Был византийский принцип 911 года: если ты украл, отдай три стоимости. Или руку. Но мы люди цивилизованные, руку уже можно не рубить. А вот три стоимости брать можно – предприниматели деньги считать умеют, - заявил глава МТТП.

Председатель Общественного экспертного совета при уполномоченном по правам человека в городе Москве Людмила Айвар предложила рук никому не рубить, а обойтись залогом. Зато каким:

- У нас весь набор Уголовного кодекса находится в следственных изоляторах. Назначьте залог, равнозначный размеру ущерба, причиненному государству или гражданину, - сказала адвокат.

Если к идее госпожи Айвар прислушаются суды (закон здесь менять не надо), существует вероятность, что обвиняемые в многомиллионных (а иногда и миллиардных) аферах и откатах не будут попадать за решетку. Правда, лишь в случае, если наскребут эквивалентные миллионы и миллиарды на право погулять на свободе до суда.

Кстати, о прогулках. Они до сих пор недоступны тем, кому суд избирает домашний арест. На деле эта мера пресечения – формально более мягкая, чем заключение под стражу, - оказывается еще более жесткой. В следственных изоляторах положены прогулки по часу. Домашние арестанты такой роскоши лишены.

- Люди под домашним арестом не могут выходить на прогулки, - констатировала Людмила Айвар. - Суды не пишут в постановлениях, что  выходить на прогулку можно. А исполнительные органы читают документы буквально:  если прогулка не разрешена, 24/7 этот несчастный человек сидит в своей каменной клетке. Если у него дом, ему, конечно, проще, но в основном у людей квартиры. 

Айвар предложила урегулировать вопрос с прогулками и установить четкий регламент: по часу в день, в строго определенном радиусе от дома.

Еще одна нерешенная проблема – очереди в СИЗО. Тут даже тотальная цифровизация не помогает, сетуют правозащитники.

- Система электронной записи работает из рук вон плохо, записаться на ближайшее время невозможно. Родственники приходят к четырем утра. Один список порвали, другой принесли – это негативно влияет на имидж самой исполнительной системы, - рассказала адвокат и добавила, что защитникам пробиться к своим клиентам-арестантам не легче.  

Посещение адвокатов – тоже проблема. Чтобы адвокат попал к клиенту, нужно, чтобы родственник клиента занял очередь в четыре утра. Здесь эксперты предложили решение, знакомое каждому, кто любит иностранные детективные кинофильмы: экспресс-свидания обвиняемых с адвокатами по телефону через стекло.

Также правозащитники призвали ФСИН прекратить игры в форт Байярд с родственниками арестантов. Перевозка обвиняемого из одного изолятора в другой для его близких превращается в круги ада.

- Перевозят человека из одного СИЗО в другое. Родственники понимают, куда его должны перевезти. Прибегают, а его там нет. Начинается поиск по всей Москве – куда его перевели, - говорит Людмила Айвар. - После приговора человека увозят в Уфу, в Тулу, и родственников не уведомляют. Нужно создать систему оповещения родственников.

Кроме того, эксперты настаивают на выведении всей медицины из системы ФСИН. Конечно, жутких стоматологических кабинетов с леденящими душу бормашинами в столичных изоляторах уже не осталось. Об этом заявила московский омбудсмен Татьяна Потяева. Но и аппарат КТ она до сих пор не смогла пролоббировать  для нужд пенитенциарной системы – хотя письма об этом писала регулярно с начала пандемии ковида.

- Медицина должна быть свободной. Ее надо вообще убрать из системы СИЗО. Человек по закону об охране здоровья граждан и Конституции имеет право лечиться там, где он предпочитает. Можно было бы извлечь какие-то финансовые возможности и построить большую больницу для лиц, которые содержатся в СИЗО, - поддержала омбудсмена Людмила Айвар.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру