Руководитель Минпросвещения Сергей Кравцов много времени в своих выступлениях уделил развитию цифровизации в школах, и также профориентации.
По словам члена Общественного совета при Минобрнауки, научного руководителя экспертно-аналитического центра «НОП» Евгения Сжёнова, одним из главных направлений встреч на ПМЭФ стал диалог министерств, глав регионов, ректорского корпуса и представителей большого бизнеса: «Диалоговый круг, в котором нашла отражение политика развития наших университетов».
«Была большая сессия по инженерному образованию, в которой участвовал лично Валерий Фальков, — говорит Сженов. — Широко обсуждался федеральный проект создания инженерных школ будущего. В обсуждении участвовали Минобрнауки, ректоры, представители десятков инженерных школ, бизнеса и науки. От промышленников были «представители крупных компаний на уровне первых лиц».
Говорили на сессии о том, как наладить «бесшовный» диалог между крупным бизнесом, университетами и властью - «Как сделать так, чтобы эта махина работала».
Еще одной важной темой, по словам Сженова, стало «кампусное развитие». Как известно из послания президента Федеральному собранию, в России будет построено 40 «студгородков будущего».
- В ходе пленарного заседания ПМЭФ Путин обратил внимание на то, чтобы проблема кампусного строительства в вузах, колледжах, техникумах рассматривалась комплексно, — говорит эксперт. — Как трудоустраиваются выпускники, как растут зарплаты. И в этом смысле кампус становится не просто студенческим городком, а площадкой конкурентного роста укрепления потенциала университета. Это важная тема — развитие современных кампусов в университетах, сейчас 17 таких студгородков строятся».
Большое внимание на ПМЭФ уделялось и развитию магистратуры, магистерских программ в вузах. Как и сообщалось, они будут реализовываться «по трем трекам»: исследовательский, профессиональный и управленческий. При подобном разделении слабые вузы вряд ли вообще будут иметь магистратуру.
- Это и к лучшему, — считает Сженов. — По сути, магистратура нужна не для получения дипломов, а для того, чтобы выстроить индивидуальный образовательный трек. Исследовательские программы будут готовить ученых, чтобы они дальше в аспирантуру продвигались.
Также Евгений отмечает, что «именно на этом ПМЭФ, в отличие от прошлых лет, было подписано довольно много сетевых соглашений»:
- Только по линии Минобрнауки их несколько. Подписано большое соглашение с инновационным центром: по активизации сотрудничества в вузах, по научным разработкам. Еще несколько договоров — со строительной корпорацией, космической госкорпорацией, с автономной некоммерческой организацией и др.
Безусловно, одной из ведущих тем «от образования» на форуме стал ИИ, внедрение искусственного интеллекта в высшее образование и в образование вообще.
- Например, обсуждался вопрос о том, насколько сейчас допустимо использовать ИИ в учебном процессе, в написании научных работ, — говорит Сженов. — Этот диалог будет продолжен в конце месяца на форуме, посвященном использованию ИИ в высшем образовании, он пройдет в Тюмени. Но на форуме тема ИИ звучала во многих сессиях, с участием представителей крупного бизнеса, IT-компаний, вузов и ведомств.
Другие наблюдатели отмечают, что именно «вышка» оказалась лейтмотивом образовательной составляющей форума. Кроме главы ведомства Валерия Фалькова в Питер приехали «прошлый» министр Дмитрий Ливанов и министр-реформатор Андрей Фурсенко. Много говорили о специалитете — каким он все-таки будет после полного ухода бакалавриата к «уникальной национальной системе» во имя военного и научного суверенитета страны. (Общий вывод, пожалуй, такой, что ВО будет не просто базовым, а профессиональным).
Обсудили и подводные камни такого перехода. Так, в министерстве подсчитали, что для полного вывода «западного бакалавриата» из нашей правовой системы понадобиться изменить «порядка 100 законов», не считая подзаконных актов.
Упомянутый крупный бизнес попенял, что выпускники вузов не готовы для реального производства: мол, на выходе воспитывают «не тех». Ректор МФТИ Дмитрий Ливанов заметил, что образовательная реформа идет «на фоне разворота нашей промышленности в сторону российских разработчиков технологий». И вузам надо не о бакалавриате жалеть, а «использовать ситуацию в целях своего развития».
Об этике использования ИИ в образовании говорили на сессии с участием научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова. Мол, благодаря самообучающимся сетям скоро исчезнет не только монотонный труд в исполнении человека, но и «повторяющиеся креативные задачи». Горизонты образования еще больше расширятся благодаря растущим онлайн-возможностям, почти безграничному потенциалу нейросетей. К которому, согласно мнению участников сессии, наше образование пока еще «плохо адаптируется».