Самое невероятное в этой истории то, что пушкинский праздник в городе Мичуринске Владимир Андреев проводил уже 45 раз — с 1979-го года. И даже в те времена, которые многие называют застоем, желание читать Александра Сергеевича почитателями его творчества нарушением не считалось.
«45 лет назад я был молодым преподавателем в нашем местном государственном педагогическом институте. Исполнялось 180 лет со дня рождения Пушкина. Я впервые привел в городской парк к его памятнику своих студентов, учившихся на филологическом факультете. По всей стране тогда шел Всесоюзный пушкинский праздник, который начинал известный писатель Ираклий Андронников, с которым меня тоже свела однажды судьба.
— А с кем вы тогда согласовывали, чтобы вот так прийти массово в парк и читать Пушкина? С обкомом КПСС?
— Ни с кем. И в голову такое не могло прийти. Это ведь Пушкин! Более того, нам удалось наш праздник сделать регулярным и городским. Я предложил эту идею тогдашнему управлению культуры. Ведь Мичуринск, ранее город Козлов, тесно связан с родом Пушкиных, бояре Пушкины владели крепостью, на месте, где построен наш город. Здесь служил сын Александра Сергеевича, Александр Александрович Пушкин, какое-то время жила Мария Гартунг, старшая дочь поэта. До своей кончины в 2020-м году у нас работала прапраправнучка Александра Сергеевича Пушкина Галина Северьяновна Усова, профессор, доктор сельскохозяйственных наук. В Мичуринске прекрасный памятник Пушкину-лицеисту стоит в парке, у которого мы и собирались все эти годы. Поэты читали свои стихи, выступали творческие коллективы, школьники, проходила даже книжная ярмарка, это во времена, когда хороших книг было не достать. Никакие разрешения с нас никогда не требовали, если бы это была площадь, открытая территория, то нужно согласование с городскими органами внутренних дел, чтобы обеспечить безопасность движения. Хотя у вас в Москве тоже ведь свободно читают Пушкина у его памятника на Тверском бульваре?
— Если честно, то не знаю...
— Читают, я проверял. И вот 45 лет подряд мы собирались в нашем уютном парке. Со временем чиновники от культуры, которых мы приглашали, либо не являлись, либо не задерживались на этих чтениях, вероятно, потому что им было скучно. Но о запрете речь не шла. В апреле этого года со мной связались представители парка и сообщили, что у них запросили список мероприятий к 225-летию Пушкина и даты проведения. Мы решили, что 2 июня будет удобнее всего, потому что это выходной. По электронной почте отослал обращение в администрацию города и сообщил им, когда и где будет проводиться 46-й пушкинский праздник. Я же служу не в парке, а у Пушкина. Но в конце мая мне позвонили и сказали, что есть проблемы, определенный порядок, и наш праздник запретили.
— На каком основании?
— Как оказалось, городские власти на набережной собрались проводить официальный праздник. Там у нас недавно открыли новый памятник Пушкину – он с гусиным пером в руках, и целую аллею памятников других писателей. И все, видимо, должны организованно явиться туда.
— Так чем больше праздников, тем лучше, разве не так?
— Мало того, администрация города попросила полицию провести в отношении меня проверку на предмет правомочности моего обращения к ним по поводу проведения публичного массового мероприятия, а врио начальника ОМВД России по Мичуринску предупредил лично, что если мероприятие не будет согласовано, но пройдёт, то его организаторы и участники несут ответственность, вплоть до уголовной.
— В документе четко написано, что максимально за такое нарушение грозит лишение свободы на срок до пяти лет?
— Конечно, я был потрясен. Я гражданин своей страны! Я возглавляю отделение нашей литераторской организации, меня знают не только в Мичуринске, но и в Тамбове, Липецке, Воронеже, Москве, у меня множество профессиональных премий, почетные грамоты — и тут такое.
— Но все-таки в парк вы пришли?
— Да, но там была полиция, которая контролировала общественный порядок. Они открыто осуществляли надзорные функции. Меня заставили подписать предостережение и все это засняли на камеру. Конечно, если бы там их не было, мы бы почитали Пушкина хотя бы тихо. Но если бы нас задержали и отвели в участок, то это было бы совсем некрасиво. Все-таки мы не совсем молодые люди, среди нас был 90-летний писатель Борис Павлович Манаенков, лауреат Рахманиновской премии, поэтесса из Москвы Ирина Суглобова, доктор филологических наук Елена Алтабаева. Кстати, в 1979-м году, когда мы пришли к Пушкину первый раз, она была моей студенткой. Сегодняшние школьники присутствовали тоже. Поэтому мы не стали рисковать и каждый читал Пушкина про себя. Но я считаю, что то, что вышло, полный абсурд.
— Обидно?
— У меня в голове не умещается, что такое может быть. Почти 50 лет я занимаюсь Пушкиным! 45 раз и лет мы собирались у этого памятника! Не знаю, как это объяснить, просто не понимаю.