Названы способы наведения порядка с гастарбайтерами на российском рынке труда

Управлять потоком мигрантов в Россию может помочь опыт стран Персидского залива

События в «Крокус Сити Холле» понемногу уходят в прошлое, хотя эхо этой трагедии будет аукаться еще долго. Перед властью и обществом остро встал вопрос, как дальше быть с мигрантами. Нужны ли они российской экономике в таких объемах, угрожающих стабильности внутреннего рынка труда и даже безопасности граждан? Как цивилизовать с ними отношения? Может, заимствовать примеры других стран, имеющих давний опыт использования мигрантов?

Управлять потоком мигрантов в Россию может помочь опыт стран Персидского залива

К сожалению, при нынешней демографической ситуации сложно представить эффективную экономику без привлечения иностранной рабочей силы. Но важно регулировать ее численность, сохранять контроль и управление за этими потоками. Ведь тема мигрантов практически не сходит со страниц СМИ.

Очевидно, что проблема требует безотлагательного вмешательства и давно пора отказаться от бездумного, массового завоза иностранных рабочих. Существующие правила не обязывают их тут же бежать трудоустраиваться. В нашей стране мигранты начинают заниматься поиском работы только после пересечения границы. Поэтому очень важно усилить контроль за их ввозом в Россию.

Для начала необходимо иметь полную, достоверную информацию о ситуации на отечественном рынке труда: каковы реальные проблемы и нужды регионов, их потребности в иностранной рабочей силе, какие трудности у самих мигрантов?

Без всякого сомнения, труд мигрантов экономически выгоден, в том числе государству: он помогает решать многие задачи. Это касается не только России. Вспомним, как после Второй мировой войны огромную роль в восстановлении разрушенной Германии сыграл простой турецкий рабочий.

Выгодны мигранты и работодателю. Не случайно значительная их доля пребывает в так называемой «серой» зоне, со всеми вытекающими отсюда последствиями: уход от налогов, привлечение к незаконной трудовой деятельности и так далее. Возникает также криминальный рынок посреднических услуг: заключение фиктивных договоров, подделка патентов, квитанций об оплате сертификатов и лицензий. Все это приводит к завышению стоимости услуг, увеличивает финансовую нагрузку как на самих иностранцев, так и на их работодателей.

Неконтролируемый рост трудовой миграции вызывает негативное отношение у принимающего общества. Как мы знаем, многие «гости» не владеют русским языком и навыками межличностного общения. И, как следствие, попросту игнорируют некоторые нормы и правила принимающего их государства, увеличивая социальную напряженность.

Неконтролируемая миграция приводит к образованию национальных анклавов с преимущественным представительством землячеств, что часто ведет к криминализации диаспор. Ситуацию осложняют массовые драки с участием большого числа иностранных граждан. По данным МВД, только за 3 месяца текущего года ими совершено в России 10,8 тыс. правонарушений.

Хаотичное расселение трудовых мигрантов приводит к возникновению неконтролируемых общежитий, «хостелов» или «резиновых квартир», которые являются очагами распространения опасных заболеваний, рассадниками бытовой преступности и криминала, вызывая тревогу коренного населения.

Иностранный гражданин, приезжающий в нашу страну, может трудиться где хочет, даже в нескольких организациях одновременно. Он же не привязан к какой-либо структуре, поэтому работодатель не имеет никаких механизмов и правовых оснований для закрепления его за собой. В случае отказа никто не вправе его удерживать. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» любой мигрант может находиться на территории РФ в течение 90 дней в «свободном плавании». И, как показывает практика, отсутствие всякого контроля развязывает приезжим руки, приводя к нехорошим последствиям.

Данная проблема требует безотлагательного решения. Однако проблемы миграции находятся не только в экономической, но и этнопсихологической плоскости, о которых часто стесняются говорить или же сознательно замалчивают. Прежде всего это вопросы, связанные с национальными особенностями мировосприятия, национального самосознания и этнических стереотипов въезжающих.

Дело в том, что существующая модель миграционной политики не уделяет должного внимания социальной их адаптации в принимающем обществе. Если мы и дальше продолжим игнорировать существующее положение дел, то эту нишу будут занимать криминальные элементы, вербуя приезжающих гостей для своих целей, как показали недавние события в «Крокусе».

Адаптация мигрантов к жизни в России — важнейший, хотя и не единственный способ решения проблем. И речь не о создании более комфортных условий для «иностранцев», а об ужесточении требований. Адресное их расселение, ненавязчивый, но дотошный контроль, реальная помощь в интеграции — вот что поможет снять социальную напряженность, взаимную отчужденность, снизить негативные стереотипы, конфликты на межнациональной и межконфессиональной основе.

С другой стороны, нельзя допускать перехлестов, фактов сегрегации, образования закрытых национальных анклавов, создающих почву для криминализации и роста преступности. Разумные профилактические меры в этом направлении выгодны не только принимающей стороне (за счет пополнения региональных бюджетов), но и самим приезжающим, которые получат уверенность и спокойствие в жизни. Их уже не будут останавливать на улицах и кошмарить по каждому поводу и без.

Не секрет, что многие мигранты вынуждены проживать в стесненных и тяжелых бытовых условиях. Они тратят много сил и средств для легализации своего статуса, получения разрешительных документов... Этому способствует и замкнутость мигрантского сообщества, сотрудничество в пределах узкого круга своих диаспор, землячеств и национально-культурных сообществ. Понятно, что закрытость и изоляция повышают риск маргинализации молодежи, втягивания их в преступные группировки.

Как выстроить эффективную модель миграционной политики, обеспечивающую безопасность на рынке труда и, что немаловажно, безопасность наших граждан? Любопытна в этом плане система «Кафала», функционирующая в Объединенных Арабских Эмиратах, в Саудовской Аравии и в других странах Персидского залива, представляющая собой модель найма, которая основывается на привязке трудовых мигрантов к конкретному работодателю. Она же является условием получения ими вида на жительство и разрешающих документов на работу. Иными словами, система устанавливает ответственность работодателя за найм иностранного трудового мигранта, в соответствии с этой системой он может въехать в страну только по приглашению конкретного работодателя, со всеми разрешительными документами и договором. По истечении срока его действия он обязан покинуть страну. И, что немаловажно, в период своего пребывания не имеет права менять место работы.

Трудовой мигрант, работающий по системе «Кафала», не получает гражданства, различные социальные блага, в том числе бесплатную медицину и образование, которые имеют коренные жители. Мирное сосуществование в обществе достигается жесткими мерами к иностранцам, нарушающим соответствующие нормы и правила.

В странах Персидского залива рабочие живут в специальных городках или в центрах временного пребывания, в удалении от населенных пунктов (не образовывая «гетто» или «анклавы») и без семей. Мигранты приезжают только на определенный срок, поэтому у них нет мотивации перевозить всех родственников, поскольку они неплохо зарабатывают и могут перечислять деньги на содержание своим семьям.

Несмотря на ряд недостатков, «Кафала» считается одним из действенных и эффективных инструментов организованного набора трудовых ресурсов. Не случайно в нашей стране тоже начали задумываться об использовании отдельных механизмов этой системы при регулировании миграционных процессов.

Не так давно разработан и внесен на согласование проект указа Президента РФ «О создании публично-правовой компании «Работа в России», в котором речь идет об учреждении официального российского оператора, который позволит цивилизовать рынок иностранной рабочей силы и повысить качество услуг в РФ. Кроме того, поможет сократить дефицит трудовых ресурсов, контролировать их в режиме реального времени и перераспределять в случае необходимости, в том числе на реализацию инфраструктурных проектов.

По мнению экспертов, это позволит легализовать рынок трудовых мигрантов как минимум на 70 процентов, поставить под жесткий контроль систему подпольных денежных переводов, увеличивая поступления в бюджеты разных уровней. А также позволит снизить социальную напряженность во всех сферах жизни.

Какие еще меры необходимо предпринять, чтобы выстроить эффективную модель миграционной политики, сбалансировать качественный спрос и предложение на российском рынке труда? Как показывает мировой опыт, нужно активно подключать механизмы государственно-частного партнерства, так как основным потребителем труда мигрантов является бизнес. Подумать о создании единой цифровой платформы, включающей в себя платежную систему, через которую будут проходить расчеты между работодателями и трудовыми мигрантами, а также осуществлять социальный мониторинг среди иностранных рабочих.

Запуск программ ППК «Работа в России» значительно облегчит решение всех этих задач. В первую очередь, ее представительства за рубежом (миграционные центры) и на территории России (офисы обслуживания, центры пребывания и адаптации) станут площадками тесного взаимодействия федеральных, региональных органов власти и частного бизнеса с соответствующими структурами иностранных государств. В условиях роста мировых миграционных процессов эти меры могут обеспечить не только порядок на рынке труда, но и безопасность граждан нашей страны.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29293 от 10 июня 2024

Заголовок в газете: «Кафала» для мигрантов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру