Кошек любят во всем мире, но в Азии больше мест, где обычным барсикам и муркам прямо-таки поклоняются. Историки кошачьих пород считают, что дело в маршруте древних торговых путей: именно по ним перемещались прародительницы наших сегодняшних домашних любимиц, обрастая приметами и поверьями. А это уже не просто порода, а «глубина родословной», за счет которой наш хвостатый друг дорожает, а его двуногому хозяину становится престижнее иметь его в доме.
Мусульманские суеверия
- Главных причин, по которым люди выкладывают за котят баснословные деньги, две — это мода и суеверия, - уверена фелинолог Дария Исаева. - Причем мода на кошачьих бывает двух типов — светская и профессиональная. Первая — это салонная, в тусовках, где какая-нибудь «икона стиля» прикупила за $10 тысяч сфинкса (лысая кошка — авт.), а остальные кинулись тоже скупать, «чтобы не хуже, чем у людей». Вторая — профессиональная. Если заводчик имеет возможность, то для него всегда престижно купить особенного представителя своей породы, которую он разводит. Или новую селекционную - просто для себя. В любом случае это глубокий профессиональный интерес, помноженный на давнюю любовь ко всем кошкам. А суеверия насчет кошек чаще всего у мусульман.
В исламе кошек действительно почитают за магических существ: хадис (предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины) называет любовь человека к кошке «частью мусульманской веры». Считается, что там, где живет кошка, нет места нечистой силе, а за превращение в рай жизни даже всего одной кошки обретаешь шанс после земной жизни попасть в вечный Эдем – загробный райский сад.
У всех известных суфиев (последователи мистического направления в исламе), как и у великих мыслителей, ученых, писателей и поэтов Древнего Востока в доме была кошка, которую они воспевали в своих трудах. В благодарность питомцы спасали их творения на рисовой бумаге от грызунов, поэтому легенды о кошках дошли до наших дней. К примеру, теория возникновения у мусульман маленького молельного коврика: пророк Мухаммед, собравшись совершить намаз на ковре, заметил, что рядом уснула его любимая белая кошка Муэззе. Чтобы не тревожить сон любимицы, пророк потихоньку отрезал себе от ковра небольшой кусочек и помолился на нем. В память о Муэззе в исламе белые кошки по сей день считаются священными: им позволено входить в мечеть, а вода, которую они пили, пригодна для омовения. Во многих мусульманских странах хранителями мавзолеев, мечетей и медресе «работают» не только белые коты и кошки, но и все остальные.
Полоски на лбу кошек, согласно хадису - следы пальцев пророка Абу Хурайра (в переводе с арабского Отец Котят), оставленные им, когда кошка спасла его от змеи. За это он наделил кошачьих способностью при падении всегда приземляться на все четыре лапы, обеспечив им таким образом безопасное гуляние по крышам и укрытие от земных опасностей на верхушках деревьев. Суфии с седой древности уверяли, что урчание кошки сходно с «зикром» (исламским мистическим ритуалом, суть которого в многократном и монотонном повторении молитвенной формулы), а зикр лечит человеческие болезни. А официальная медицина доказала, что частоты, на которых урчит сытая домашняя мурка, способствуют скорейшему самоизлечению человеческого организма от множества заболеваний и травм (быстрее заживают раны и даже сращиваются сломанные кости) лишь в 21 веке.
В отличие от европейцев, считающих перебежавшую дорогу черную кошку плохой приметой, для мусульман это добрый знак. В арабской мифологии черная кошка – могущественный джинн (дух): если пропустить его вперед, а уж потом идти самим, ваш путь будет удачен. А если кошка прошла перед мусульманином в священном месте, то это и не кошка вовсе, а «кариина» (qariina - добрый джинн – араб.) - ваш добрый ангел, обратившийся кошкой, чтобы вас защищать. А в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки: на Востоке поверья о кошках нередко сбываются. Вот почему самая высокая цена за кошку, причем обычную беспородную, была отдана в Иране, и не заводчику, а мечети.
Молодой иранец ехал к границе покупать «контрафактный» (неофициально растаможенный) американский внедорожник, везя $180 тысяч наличными. На каком-то сельском перекрестке возле мечети дорогу ему перебежала кошка, а за ней еле проковылял старик с палочкой - мулла из местной мечети. Сказал, что это его кошка и ему необходимо ее догнать. Парень торопился, злился, но пожилого человека пропустил, и в итоге опоздал на сделку, машину продали другому. А как только покупатель отъехал на обновке, его арестовали: удачная сделка оказалась «подставой». Парень, не успевший стать ее жертвой из-за старика с кошкой, вернулся на тот перекресток и отдал все свои сбережения на джип мечети, при которой жил и служил старый мулла, а взамен забрал у него кошку, решив, что она его «кариина».
Топ кошачьего лакшери
В среднем котенок «кариины» в богатых нефтяных странах вроде Саудии, Кувейта и ОАЭ стоят по $100 тысяч, но для этого заводчик должен доказать, что его мать или отец действительно однажды спасли человеку жизнь. А вот в Бахрейне, несмотря на географическую близость, кот свой - Бахрейнский Дилмун - древняя порода, охраняемая на государственном уровне. Но если б не долларовая цена с нулями, на вид — вылитый дворовый Барсик.
Другая наша домашняя любимица – персидская кошка - тоже бывает недешева, хотя и не до такой степени — до $5,5 тысяч. Зато ей необязательно быть «добрым джинном», достаточно ее славной родословной. Ее предки были при дворах всех персидских шахов, а попав в средневековую Европу с шахскими посланниками в качестве талисмана на удачу, покорили сердца и там. Прекрасные четырехлапые персиянки вольготно жили в парижском доме кардинала Ришелье до последнего дня его жизни.
В чудесные свойства своих «бомбеек» (иссиня-черных кошек, похожих на пантер) и мини-леопардов в лице «бенгалок» верят и в Индии. Индийские пантеры и леопарды в миниатюре встречаются в древнейшей храмовой росписи, а у них самих очень необычный окрас: у «пантер» глубоко черный в сочетании с золотыми глазами, а у «леопардов» благородного мраморного оттенка. Цены на обе породы $10–25 тысяч в зависимости от родословной и окраса котенка.
За океаном по ценам на кошачьих лидирует ашера, заводчик породы живет в Лос-Анджелесе, продавая котят по $125-130 тысяч. Порода — результат селекции путем скрещивания азиатских леопардов и африканских сервалов. Ашера доходит до 60 см в холке, имеет длинные ноги, леопардовую «шубку», стоячие уши с висящими кисточками и манеры собаки.
Следом за ашерой в ценнике похожая на гепарда кошка-саванна — метис африканского сервала и сиамской кошки. Юную саванну можно приобрести за $10–$50 тысяч, а взрослая весит до 15 кг и предпочитает сырое мясо.
Котенок тайской породы као-мани обойдется в $10–11 тысяч, так как порода очень древняя и на своей родине в Таиланде считается священной. 300 лет назад за продажу као-мани могли казнить на площади, чтобы другим было не повадно, так как лучшие друзья с бриллиантовыми глазами не продаются.
Венчает топ кошачьего лакшери сфинкс — салонная кошка, любимица светских дам. Она абсолютно лысая, своими ушами-локаторами и глазами-прожекторами похожа на инопланетное существо и стоит от $1,8 до 9,8 тысяч в зависимости от амбиций заводчика и кошелька модницы.