Если честно, то и предыдущая пандемия коронавируса с юридической точки зрения держалась только на добровольном согласии правительств следовать неустановленным правилам, устанавливать карантины и ограничительные меры. На самом деле пандемию официально никто не объявлял. Юридически такого понятия не существовало, именно поэтому и надо было подписать Пандемийное соглашение, чтобы наконец «родить» эти правила официально.
Как ни обидно это звучит, но почти три года все жили в режиме чрезвычайной ситуации в мировом здравоохранении, которую никто не объявлял.
Пандемийное соглашение должно было заполнить этот правовой пробел, обязав в следующий раз правительства стран следовать четким правилам и установкам ВОЗ.
Решение о разработке ПС принималось в декабре 2021 года специальной сессией ВАЗ, были проведены семь совещаний Межправительственный переговорный органа (МППО) при ВАЗ. На третьем из них, в декабре 2022 года, был представлен «нулевой вариант» этого документа.
«Государства – члены ВОЗ, действуя в своем суверенном качестве, должны руководствоваться принципом солидарности со всеми людьми и странами. …Решения о положениях договора, в том числе о том, должны ли какие-либо из них носить в соответствии с международным правом юридически обязательный характер для государств-членов, будут приняты самими государствами-членами. …Вопрос о том, следует ли включить в новый договор …какие-либо механизмы обеспечения его соблюдения, и какими могут быть эти механизмы, должен быть решен государствами-членами. Согласно общему принципу международного права, после вступления в силу какого-либо международно-правового инструмента он становится обязательным для его сторон и должен «добросовестно» выполняться им».
«До вчерашнего дня было ясно, что Пандемийное соглашение не будет вынесено на обсуждение, так как страны не договорились о его окончательном тексте. Целый ряд государств отказываются его подписывать в тех формулировках, в которых оно есть сейчас. Среди них не только Россия, мелькнули и США. Возможно, что-то изменится до 1 июня, пока работает Ассамблея, но пока вот так», — прокомментировал ситуацию Александр Саверский, Президент лиги защиты пациентов.
По его мнению, основную опасность представляет уже даже не само Пандемийное Соглашение, а изменение медико-санитарных правил, куда и будут «прошиты» основные нормы будущего пандемийного мира.