Жили-были два закадычных друга. Назовем их Ваня и Петя. Оба умные, энергичные, талантливые. Ребята объединили усилия и раскрутили общий бизнес. Дружили и опирались на плечо товарища в совместной работе. Долгое время дела шли успешно, пока в партнерские отношения не закрался «червячок». Стали подсчитывать, кто из них больше сделал, вложил, в конце концов, кто поставил дело на широкую ногу и тянет общую телегу в данный момент. Доверяли, ценили друг друга, зарабатывали, радовались жизни и вдруг, в одну секунду, на потеху конкурентам и соглядатаям превратились в злейших врагов. Вместо дружеских шашлыков на дачах, как это было совсем недавно, — суды, угрозы, проклятия и взаимные оскорбления. Дело развалилось. Оба — у разбитого корыта. Обыкновенная история, взятая из реальной жизни. Недаром ее на протяжении многих лет успешно тиражирует кинематограф. «Червячком» в данном конкретном случае явились деньги, а в придачу амбиции и пошлая зависть из серии, у кого автомобиль покруче, а дом повыше. Жить бы не тужить друзьям, наслаждаясь совместным успехом, да вот такая оказия.
«Боливар не выдержит двоих». Фраза, ставшая крылатой, благодаря советскому кинофильму «Деловые люди» Леонида Гайдая, снятому по мотивам рассказов известного американского писателя О.Генри, наглядно отражает суть капиталистических отношений. Смысл ее в том, что между выгодой и дружбой предпочтение отдается выгоде, даже путем предательства и убийства лучшего товарища. Со времен Дикого Запада в мире чистогана мало что изменилось. Чтобы понять это, достаточно хотя бы поверхностно изучить историю американского фондового рынка с его мыльными пузырями и финансовыми кризисами, от которых периодически трясет весь мир. К огромному сожалению и тревоге всего человечества, в наши дни капиталистические отношения стали намного суровее, чем в старых ковбойских вестернах.
«Сам погибай, а товарища выручай» — это не про бизнес. Девиз Павки Корчагина, литературного кумира советских комсомольцев, здесь не работает. Основы выживания в капиталистическом мире совсем другие. Возьми свое, ударь первым, обгони, отпихни, не упускай шанс и всегда улыбайся. Сильных уважают, им все дозволено. Будь успешен, чего бы это ни стоило, но и не расслабляйся. Зевнул — и получил от конкурента оплеуху. Причем им может оказаться даже добродушный и вежливый сосед с аккуратно подстриженной зеленой лужайкой. По этой формуле жизнь воспитывает американцев с самого детства. Буржуазное общество морально и практически готово к конкуренции, постоянной борьбе за место под солнцем, уловкам и прочим сюрпризам от друзей и даже от близких родственников. Западный капитализм живет и развивается по своим канонам и жестким правилам, где за слабость принимают качества, которые по библейским нормам входят в число добродетелей. Ведь известно, что в английском языке отсутствует слово «совесть».
В 90-е годы вместе со сникерсами, кока-колой и бигмаками подобные неписаные законы рынка, чем-то напоминающие волчьи, проросли и на нашем постсоветском пространстве, приняв несколько иные, причудливые формы. Не будем перечислять, как до сих пор цинично «кидают», подставляют друг дружку отечественные дельцы, ловчат, химичат, относясь к своему делу как к средству набить карманы и много чего еще. Но ведь у нас другой менталитет, генетический код, воспитание, традиции. Наше общество, цивилизация исторически живут по нормам собственной морали и этики.
Еще в 1938 году немецкий философ Вальтер Шубарт доказывал в своей книге «Европа и душа Востока», насколько русские (имелась в виду вся наша многонациональная цивилизация) лучше и выше во многих отношениях своих западных соседей. «У европейца — человек человеку волк, всяк за себя, всяк сам себе бог; поэтому все против всех и все против Бога… Русский подходит к своему ближнему непосредственно и тепло. Он сорадуется и сострадает. Он всегда склонен к расположению и доверию… Проблема Востока и Запада — это прежде всего проблема души, иначе говоря — культуры и созданного ею национального характера... Русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности».
Возможно ли сочетание «души Востока» по Шубарту и западной формулы погони за успехом? Стоит ли нам примеривать на себя их речевки из серии «ничего личного…»?
К сожалению, наш доморощенный капитализм скопировал у Запада не самые лучшие манеры. Ведь там буржуазная состоятельность опиралась на так называемые легальные накопления капитала, формировалась веками, через разного рода мануфактуры, трасты, семейные предприятия, ремесленные мастерские, строительные и прочие гильдии.
У западных предпринимателей своя, испытанная временем школа, трепетное отношение к собственному делу и к потребителю, где работает железный принцип «все для клиента» и «клиент всегда прав». Там дорожат репутацией, она идет впереди сиюминутной наживы. Обман потребителя сурово карается, нечистоплотного дельца рынок не терпит, там сражаются за качество. У нас же общепринятые законы бизнеса зачастую вступают в противоречие с реальностью. Отношение к потребителю порой нарушает все мыслимые и немыслимые в этой среде законы. Клиент нередко является не «дорогим и желанным», а всего лишь средством для наживы. «Без лоха жизнь плоха» — этот афоризм является одним из мотиваторов некоторых отечественных предпринимателей.
Про качество некоторые бизнесмены будто и не слышали, оно вторично после прибыли. Мыслить исключительно категорией наживы, как ни парадоксально, подстегивает и российское законодательство, определяя предпринимательство как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. До сих пор как-то слишком приземленно и узко трактуются смыслы этого важнейшего института. Ведь для многих деловых людей прибыль не является самоцелью. Да и на Западе, с которого мы усердно копировали, предприниматель традиционно рассматривается как созидатель, новатор, источник новых идей, товаров, услуг. В западном бизнесе трудовая мотивация, понятие качества, ответственности и служение государству неразделимы. Чушь, скажете? Рекомендую ознакомиться с биографией некоторых капиталистов, начиная с Форда, Круппа, Баффетта. Там бизнес в своей основе настроен на серьезную работу, а не на то, чтобы как-то словчить, по-быстрому сняв пенки.
В вопросе совершенствования качества опыт Беларуси, нашего ближайшего союзника, может быть полезен. Пусть только попробует нерадивый бизнесмен, изрядно сэкономив на потребительских свойствах товара, выдать покупателю или заказчику суррогат! Ох, мало не покажется... Белорусский предприниматель это очень хорошо усвоил. Однако отношения внутри бизнес-сообщества в наших странах во многом схожи, несмотря на то что в России больше от капитализма, а в Беларуси от социализма. Хлебнувшие успеха на денежной ниве, некоторые белорусы тоже не гнушаются порассуждать о мифической удавке на шее бизнеса, ругая государство и власть из своих тюнингованных «мерсов» и «порше». На террасах просторных коттеджей размышляют о прелестях невидимой руки рынка, ненужности и даже вреде общественного контроля. Что-то бормочут про западную благодать и свободу, забывая порой выдавать кассовые чеки в своих торговых точках. В общем, все как и везде, только без слишком уж явного криминала. В Беларуси в этом смысле не забалуешь.
Как же сплотить и мотивировать Ваню и Петю, бывших друзей и бизнес-партнеров из нашего примера? Бесконечные думы о заоблачных доходах явно в этом не помогут. Как-то спросил у своих родителей: «Что сплачивало людей в ваше советское время?» Ответ был моментальный: «Советское общество не было идеальным, но в массе своей мы чувствовали себя одной семьей. Цели были единые». Работа на общее благо объединяла всех советских граждан покрепче дебетов и кредитов. Возможно ли направить созидательную энергию современных предприимчивых людей на решение общегосударственных задач? Бизнесмены — люди самостоятельные, их одними призывами не зажжешь. Пока они больше думают о денежных потоках, но пора задуматься и о высших ценностях, к которым, кстати, относится и дружба. Смысл жизни — уж точно не в наживе. А в чем именно? Это вопрос и теории, и практики. Но факт, что в совместной одухотворенной работе на общую идею и общее благо Боливар уж точно выдержит двоих.