Исток под часовней: до начала Волги доберется не каждый

Тверской краевед Павел Иванов рассказал о мистическом начале великой русской реки

Задай любому иностранцу вопрос: «Какая главная русская река?» — ответ будет предсказуемым: Волга. В России десятки великих и могучих рек более длинных и более полноводных. Но именно Волга — душа России. Этой реке посвящено множество стихов и песен. С 2008 года нее появился  свой собственный день — День Волги, который отмечается 20 мая. Историк и краевед Павел Иванов в эфире «МК» рассказал о  традициях празднования этого дня.

Тверской краевед Павел Иванов рассказал о мистическом начале великой русской реки

- Павел, расскажите нам, пожалуйста, об истоках этого праздника. Откуда он пошел? И вообще — каковы цели  празднования? Потому что я прочитала, что он отчасти экологический. 

- Да, этот праздник отчасти экологический. Дело в том, что для Твери как для региона, где Волга начинается, история и истоки этого праздника очень глубокие. И традициям этим гораздо больше чем 17 лет. Мы всегда знали, что являемся  регионом, откуда Волга берет начало. Традиции освящать истоки Волги уже более 125 лет. Официальный праздник, конечно, имеет совсем недавнюю историю.  Но я его не рассматриваю как некое начало, это всего лишь констатация уже давно сложившегося праздника, давнего обычая с большими торжествами отмечать именно День Волги, начало освящения истока нашей великой русской реки. 

— Я знаю, что в этот день в современном праздновании проходят в разных местах субботники, происходит чистка реки, потому что эта водная артерия важна не только в плане экологии, но и стратегически. Как еще празднуется? Можете еще рассказать про традиции? 

- Можно условно выделить экологическую и христианско-церковную православную части этот праздника. В ней есть совершенно отчетливая светская сторона. Есть субботники, есть какие-то общественно-культурные мероприятия, которые проводятся в любом регионе бассейна Волги. А как вы понимаете, значительная часть европейской России - это бассейн именно Волги. Но есть уникальные вещи, уникальные традиции, связанные именно с Тверской землей. Поскольку я краевед и историк Тверской земли, то, конечно, с удовольствием о них расскажу. Дело в том, что в истоке Волги с ХVII века находилась небольшая церковь. Это была  инициатива царя Алексея Михайловича, отца Петра Великого, который в середине ХVII столетия специальным государственным указом учредил небольшой мужской монастырь на истоке Волги. На том месте, которое почиталось за исток Волги,  была построена часовня и обитель. Много было вопросов: что считать истоком Волги? Истоки Волги затеряны в глухих лесах на границе теперешних Тверской и Новгородской областей. И всегда были проблемы, что именно считать истоком Волги. Договорились, что истоком считается ручеёк, текущий от маленький деревни Волговерховье, или Волгино Верховье в современном Осташковском муниципальном округе. Сейчас это совершенно обезлюдевшая деревня, но она никогда не была многолюдной. В лучшие времена там проживало несколько десятков человек, и они всегда считали себя отрезанными от цивилизации. К деревне вела очень плохая дорога, добраться туда  официальным лицам было непросто. Монастырь поэтому на этом месте не прижился. Какой же монастырь, если в нем нет паломников, в него не ходят. Отдельные героические иноки пытались там жить, но в начале ХVIII века он запустел. И многие  столетия это место было известно только местным крестьянам. Там стояла маленькая деревянная часовня, к этой часовне иногда приходил крестный ход, приезжал священник из соседнего села, более чем в десяти километрах расположенного от этой деревни на берегу озера Стерж. Туда приходили немногочисленные богомольцы, что-то освящали,  чистили. Часовня на истоке Волги, кстати, тоже много раз менялась. Ее на протяжении веков не раз, не два обновляли, было время даже, когда часовни не было совсем, а просто лежали бревна, которые обозначали тот лесной колодец, из которого начинается Волга. Дурная на самом деле тенденция — забыть об истоке. Она была прекращена лишь в конце ХIХ - начале ХХ века, когда впервые приехал архиерей, тверской епископ Димитрий, очень деятельный, любопытный, любознательный в хорошем смысле человек, который услышал, что здесь неподалеку есть исток Волги. Архиерей был человек начитанный, хорошо знавший русскую историю, он удивился, что к такому месту невозможно попасть. Была весна, по тяжелой дороге, преодолевая лужи, огромные разливы, с большим трудом они сумели добраться до этого истока, архиерей нашел часовенку, какие-то книги, облачение простенькое и освятил в ней воду. Это, собственно, произошло в последних числах мая. А по новому  стилю — даже в начале июня. Поэтому это плавающая дата, у которой, строго говоря, тогда не было единого дня  для празднования. Она была приурочена к последним числам по старому стилю и примерно между 8 и 10 июня по новому стилю. Обычно в эти дни архиерей приезжал в большой монастырь в Нилову пустынь, где было официальное мероприятие. В рамках этого ежегодного путешествия на большой праздник он иногда совершал разные выезды в сторону от основного маршрута. И вот тогда архиерей побывал на этом истоке. Его очень озадачила бедность, нищета оформления истока, и он кинул клич по всем городам России, чтобы желающие доброхоты собрали деньги на строительство каменного храма. Собирали деньги достаточно долго, но по подписке смогли собрать необходимую сумму. И с 1907 года началась полноценная жизнь на истоке. Там появился монастырь, на этот раз женский, потому что мужские монастыри к этому времени находились в упадке в России. И вплоть до 1920-х годов там существовала женская обитель, которая обихаживала, обустраивала дорогу для немногочисленных богомольцев, паломников, которые приходили на исток Волги. И каждый год в конце мая (по старому стилю) проходила торжественная процессия по освящению истока.

Такова церковная христианская часть. Светской части в ту пору, конечно, быть не могло, это немножко другая эпоха. Прерогатива нашего времени — устраивать светские культурные мероприятия, приуроченные к освящению Волги. 

— А почему именно Волге уделяется такое внимание?

- Думаю, что каждый русский человек понимает, что Волга - это символическая река. То есть это не столько водная артерия, не столько даже географическая вещь, сколько река, фактически являющаяся синонимом слова «Россия». Когда мы говорим «Россия», мы понимаем несколько вещей, которые с ней связаны очень тесно: Москва, как образ сердца страны, и Волга, как главный кровеносный сосуд страны. Хотя мы понимаем, что большая часть страны находится за Уралом и там очевидно не Волжский бассейн. Но Волга - это тот кровеносный сосуд, который питал становой хребет страны, с которого всё, собственно, началось. Это река, которая впитала и вскормила лучшую часть России, ту самую, которая располагается на географическом отрезке приблизительно от Ржева до Нижнего Новгорода. 

— Если говорить про Тверскую область, то как принято праздновать этот день? Каковы традиции?

- Полноценные традиции у светского праздника еще не сформировались. Проводят субботники, но не скажу, что это сильно выделяющиеся субботники среди прочих, проходящих весной. Не забудьте, что празднику совсем немного лет. Зато у нас есть обычаи возрожденного освящения источника и большого Волжского крестного хода, который именно в эти дни (конец мая - начало июня) шествует по территории Тверской области. Эта традиция была возрождена в самом конце ХХ века, если не ошибаюсь, в 1999 году. И с этого момента непрерывно каждый год, включая даже очень непростые времена, когда была эпидемия и всё было закрыто, всё равно традиция освящения истока никуда не уходила. Этой традиции 25 лет. На праздник освящения истока каждый год приезжает множество гостей, проходит праздничный концерт. То есть светская часть мероприятия — значительная. Устраивается летний театр прямо на склоне очень красивого холмика, который наподобие театральной галерки окружает небольшое болотце, которое и есть, собственно говоря, исток Волги. В 2017 году мы имели удовольствие там видеть патриарха Московского Кирилла. Вообще, как правило, приезжает правящий архиерей. Проходит красивая торжественная процессия из храма, оставшегося еще от того женского монастыря. Вокруг цветет весна, красота неописуемая. Бывает и плохая погода, но чаще — хорошая. А затем (тоже добрая традиция) люди, движимые повелением души, идут не просто обратно в деревню, а проходят большое расстояние (более 10 километров) до первого большого села, находящегося на озерах, там, где Волга превращается уже во что-то серьезное. Пеший путь живописный, красивый. Я рекомендую всем, кто хочет ощутить (а ощутить это можно, только  пройдя пешком этот путь) необыкновенную красоту и привлекательность нашей земли.

— Давайте поговорим про мифы, которые в древние времена ходили. Наши предки считали, что Волга - река загадочная, про нее ходило много легенд. 

- С Волгой связаны многочисленные легенды, причем они еще сформировались в традициях античности. Никто не знал, откуда берет начало эта река. Знали, что есть великая река, называемая Ра, которая начинается где-то в горах Высокого Заволжья. Там действительно начинается река Кама, более значительная, чем Волга. Откуда начинается сама Волга, люди имели очень слабое представление. В середине ХIХ века наш классик драматург Александр Николаевич Островский с поручением Географического общества отправился изучать истоки Волги. Тверской губернатор, коим в тот момент был Бакунин, встретив его в своем рабочем кабинете (Островский был достаточно известной фигурой, потом, надо было представиться губернатору, получить документы на разрешение путешествия по губернии), насмешливо и язвительно посмотрел на этого чудака и сказал: «Источники Волги хотите найти? Не найдете». До Островского предыдущий турист приезжал на исток Волги 40 лет назад. То есть это настолько мало интересовало людей: откуда же начинается река, на берегах которой они живут? Поразительная лень и нелюбопытность нашего народа породили многочисленные легенды, что действительно то ли река начинается из огромного озера, то ли она стекает с гор, то ли она вообще течет с неба. Но берет она начало из обычного лесного болотца, скромного, из темной черной торфяной воды. И первые километры этот ручеек местами пересыхает, местами вода уходит под землю. Пройти руслом Волги первые километры невозможно, оно заросло и практически превратилось в непролазные джунгли. 

— А я еще прочитала о древней легенде, согласно которой у каждой реки был свой дух-хранитель. Волга являлась перед людьми в образе ребенка с мудрыми очами. Вы слышали что-то такое? 

- Нет. Если честно, не слышал.

— Волга славится множеством красивых мостов, наверное, разных, и в каждом регионе есть свой уникальный. Расскажите, есть ли в Твери такой необычный мост через Волгу?

- Конечно, есть. Во-первых, мостов через Волгу совсем немного. Я могу даже перечислить их все, потому что значительный отрезок своего пути Волга проходит по Тверской области, где она совсем юная маленькая речка. И, например, у самого истока в деревне Волговерховье вы можете сделать любимый кадр всех туристов: встать одной ногой на один берег, другой ногой на другой берег. Но там можно встретить два небольших мостика, которые переброшены через реку, чтобы ходить в лес из деревни. А дальше мостов через нее совсем немного. Через нее идет плотина в селе Жары, через нее идет два моста до Ржева, и собственно, мосты во Ржеве, Зубцове, в Старице, в Твери. Мы находимся в таком регионе, который вроде бы должен иметь множество мостов, но мостов немного. Из некого уважения к реке: множество мостов, наверное, было бы по отношению к ней не совсем таким… 

— Стараются беречь.

— Да, наверное, так. Конечно, в городах много мостов. В Твери у нас два знаменитых исторических моста — Старый и Новый. Старый мост вообще является неофициальным символом города, он постоянно фигурирует на открытках, его любят фотографировать туристы, он был недавно красиво подсвечен. Мост действительно старинный, 1900 года. Он много пережил, в том числе оккупацию, когда его взрывали при отступлении фашисты. Пережил восстановление, ремонты, неоднократную смену цвета. Сейчас он особенно красив, потому что его недавно подсветили в рамках программы благоустройства города и он напоминает новогоднюю ель. 

— Последний вопрос, связанный с мостами. Мы узнали, что в Твери на одном из мостов через Волгу есть вензеля с надписью «МК». Знаете ли что-то про это, что это такое? 

- Есть такие. Это отливки, сделанные на Новом мосту. Как вы понимаете, «Московский комсомолец», естественно, к этому отношения прямого не имеет. Мост по конструкции очень старый: это еще петербургский Благовещенский мост ХIХ века, привезенный в Калинин (тогда так называлась Тверь) в 1950-х годах. Так вот, когда были перевезены эти конструкции, было решено дать мосту имя. Предлагались  разные варианты, как его назвать: Кировский мост, Калининский мост, имени Михаила Калинина… Вот ради этого были отлиты буквы «МК» (Михаил Калинин) и установлены на мост. Но потом, когда мост открыли, всё же было принято решение, что давать имя мосту не нужно. И он так и остался - «МК». Но это не буквы обозначения моста, не буквы обозначения имени - это курьез исторический, что называется, название, которое не прижилось. 

— Мы уж понадеялись на историческую связь с «Московским комсомольцем».

- Ну почему бы и нет. Если вы на эту связь будете делать акцент, она появится.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру