— Количество больных с аллергическими заболеваниями неуклонно растет, — рассказывает Вера Ревякина. — Мы замечаем это не только по нашим пациентам, но и по данным официальной статистики, и по результатам эпидемиологических исследований, которые проводятся и в Российской Федерации, и за рубежом. Изменяется окружающая среда, изменяется ответ иммунной системы и, конечно, число пациентов с этой патологией становится все больше.
— Есть мнение, что аллергия развивается из-за пониженной функции иммунной системы. Так ли это?
— Теорий очень много. Но все же аллергия — это избыточная, извращенная реакция организма на обычные раздражители. Поэтому аллергия называется «странной болезнью». Сегодня установлено, что аллергия — все-таки наследственное, генетически запрограммированное заболевание, в основе которого способность к выработке определенных антител. Дети-атопики рождаются с высоким уровнем иммуноглобулина, но если они не сталкиваются с провоцирующими факторами, то наследственная предрасположенность не реализуется в болезнь. А если сталкиваются после рождения и даже во время беременности, у них развивается заболевание, которое получило название «аллергия».
— Всегда ли это наследственность? Бывает ли, что у человека в роду не было никаких аллергических реакций и вдруг внезапно в любом возрасте что-то проявилось?
— Считается, что если в семье есть лица, страдающие аллергическими заболеваниями, то риск возникновения аллергических заболеваний у детей составляет 80–85%. Если кто-то из родителей страдает, риск снижается до 50–60%. Но в последнее время говорят о том, что даже если в семье нет аллергических заболеваний, то все равно вероятность развития аллергических заболеваний высока, это где-то 10–15%. И, конечно, это связано с тем, что изменяется окружающая среда. В основе возникновения аллергий лежит комплекс факторов: и генетических, и окружающей среды.
— Говорят и о влиянии глобального потепления: растения начинают слишком активно и чуть раньше положенного цвести и производить пыльцу. Еще причина в том, что у нас огромное количество химических средств. Вот эта стерильность тоже слишком вредит нам. Правда ли это?
— Это действительно так. И еще есть современная гипотеза, что аллергические заболевания — это заболевания вследствие нарушения барьерной функции, прежде всего кожи, эпителия, слизистых оболочек, из-за чего разные вещества беспрепятственно проникают в организм и запускают «аллергический каскад», «аллергическое воспаление». Количество токсических веществ в окружающей среде, воздействующих на организм, в последние годы увеличилось до 350 раз. Среди них, например, табак, смог, вещества, которые добавляют в косметику и бытовую химию, которые раньше считались нетоксическими, а сейчас уже доказана их токсичность; наночастицы, которые добавляют и в продукты питания. То есть увеличивается количество веществ, которые обладают агрессивными свойствами и которые разрушают барьер в организме. И тогда многие вещества (те же самые микроорганизмы, те же самые аллергены) беспрепятственно проникают в организм и запускают каскад аллергических реакций. И если пациент к этому предрасположен, то у него возникает аллергическое заболевание.
— Почему аллергические реакции разные: на животных, пыльцу, пищевые продукты и так далее? Или это как получится, как отреагирует иммунитет?
— Это самый сложный вопрос. Пока ответа нет, поскольку мы видим только общую предрасположенность вообще. А вот понять, какой ген ответственен за аллергию, например, к собаке или кошке, пока невозможно. Аллергия — это не моногенное заболевание, оно не связано с одним геном, оно связано со множеством генов. И спрогнозировать, какой ген на каком этапе «выстрелит», нельзя. Поэтому, конечно, будущее за генетическими исследованиями. Ученые пока находятся в начале пути. Может быть, найдут универсальное средство, которое будет воздействовать на разные гены и препятствовать дальнейшему развитию аллергии.
— Есть ли шанс, что ребенок «перерастет» аллергию? Проходит ли она сама или это навсегда?
— Вопрос сложный, обычно мы ориентируем родителей таким образом, что если аллергия возникла у ребенка, то это аллергия на всю жизнь. Мы говорим: дружите с аллергией, берите ее за ручку и ведите ее на протяжении своей жизни. Вы можете контролировать аллергию, и если вы действительно будете ее контролировать, то она вас не будет беспокоить, за исключением сложных и тяжелых случаев. Важно понимать, что если ребенок родился с аллергией, то необходимо выполнять рекомендации врача, контролировать ситуацию. С возрастом, конечно, иммунная система развивается, и на какие-то факторы, на которые раньше ребенок реагировал, он реагировать перестанет. Но есть аллергия пожизненная: если человек реагирует на кошку (собаку), он будет реагировать на нее всю жизнь. Если говорить о пищевой аллергии, то есть ряд продуктов, к которым развивается нечувствительность (толерантность). Например, коровье молоко. Если после рождения у ребенка возникает реакция на белки коровьего молока, то с возрастом формируется толерантность к этим белкам, и где-то к 5–6 годам молочная аллергия исчезает. А если ребенок не переносит рыбу (это может быть речная рыба, морская или морепродукты), то это аллергия уже пожизненная. Если аллергия на пыльцу, есть методы, позволяющие уменьшать чувствительность на пыльцу. Если ребенок реагирует на клещей домашней пыли, также можно уменьшить чувствительность именно на этот аллерген. Поэтому не все так безнадежно, можно жить с аллергией. Но, конечно, вы должны в чем-то себя ограничивать. Если вы будете себе позволять все, то тогда аллергия тоже даст о себе знать, и она будет развиваться бурно, прогрессивно и может доходить до хронических, очень тяжелых форм заболевания.
— За последние годы появились новые аллергены?
— Структура аллергенов меняется. Но в разных странах ведущими пищевыми аллергенами могут быть разные продукты. Например, в США первый по значимости пищевой продукт, который наиболее часто вызывает аллергические реакции, — арахис. В России — коровье молоко. На Тайване практически не встречается аллергия на белок коровьего молока. Но зато на морепродукты у них огромное количество аллергических реакций. Если раньше мы говорили о восьмерке пищевых продуктов, которые чаще всего вызывают аллергические реакции, то сейчас мы уже говорим об 11 продуктах. Добавились горчица, сельдерей, кунжут. Мигранты привносят свои традиции питания в европейский рацион: и в Европе, например, появились аллергены, на которые раньше реакции не было. Раньше у нас тараканы часто вызывали аллергические проявления, но сейчас тараканы у нас исчезли. А вот в Великобритании тараканы остаются одним из таких ведущих аллергенов. Меняется среда, меняется ответ иммунной системы.
— Как и у кого аллергия может перерасти в астму?
— Как правило, у детей аллергические реакции начинаются с кожных проявлений. Но у некоторых может поражаться и желудочно-кишечный тракт. Если у ребенка тяжелая аллергия, атопический дерматит, если у него очень высокий уровень иммуноглобулина Е как маркера аллергии, если у него имеется поливалентная аллергия, то есть он реагирует не на один аллерген, то он находится в группе риска по развитию бронхиальной астмы. Можем мы предупредить развитие бронхиальной астмы у этих детей? Можем, если будем соблюдать определенные рекомендации, но не на 100%. Неизвестно, с каким провоцирующим фактором столкнется ребенок. Аллергический ринит — фактор высокого риска развития бронхиальной астмы. Если аллергический ринит не лечится, такие больные подвержены быстрому развитию бронхиальной астмы. Мы всегда предупреждаем родителей, которые не хотят лечиться, потому что «ну подумаешь, аллергия практически у всех», что это серьезная проблема. Если не будут соблюдаться адекватные рекомендации, заболевание начнет развиваться последовательно, к кожным проявлениям могут присоединиться проявления со стороны глаз, появиться аллергический конъюнктивит или аллергический ринит. А дальше уже — бронхиальная астма. В общем, такая сложная и странная болезнь — аллергия.
— Какие сейчас появились современные методы лечения?
— Наука не стоит на месте, и Россия не отстает от мировых тенденций и в плане диагностики, и в плане лечения. Мы активно внедряем новые методы диагностики. Выявить аллерген, на который пациент реагирует, это первое правило. И второе правило — если вы выявляете этот аллерген, вы его должны обязательно исключить из окружающей среды либо ограничить с ним контакт. Либо вы должны назначить такое лечение, которое бы способствовало уменьшению чувствительности к этому аллергену. Уже есть методы молекулярной диагностики, позволяющие выявлять аллергию не на цельный белок, а на его компоненты. Коровье молоко — это сывороточные белки и казеин (несколько фракций). Пыльцевые аллергены тоже делятся на фракции. Мы, например, выявляем главный аллерген, который чаще всего вызывает аллергические реакции, и выявляем те аллергены, которые менее значимы для пыльцевой аллергии. Для чего это нужно? Если говорить о пыльцевой аллергии, это важно для проведения терапии главным аллергеном. Например, на березу. Береза — очень сильный аллерген, она как раз сейчас пылит. Многие пациенты активно реагируют на пыльцу березы. Что мы делаем? Мы должны их подготовить уже к следующему периоду, для того чтобы они реагировали меньше. Мы проводим обследование, выявляем главный компонент и проводим терапию — в результате на следующий год пациент легче переносит период пыления. Но многое зависит от климата. Если холодная весна, клинические проявления будут не так выражены, как при жаркой весне. В период ковида поллиноза практически не было, потому что все сидели дома, а если выходили на улицу, то носили маски и меньше были подвержены воздействию пыльцевой аллергии. А сейчас никто в масках не ходит, приходится напоминать, что это тоже эффективный метод защиты от пыльцевой аллергии.
— Метод лечения АСИТ (аллерген-специфическая иммунотерапия) называется сейчас в числе передовых методов лечения...
— АСИТ — высокоэффективный метод терапии, но только для определенных аллергенов. Если пациент реагирует на пыльцу, метод дает очень высокую эффективность. Если пациент реагирует на клещей домашней пыли, мы тоже достигаем хороших результатов. А вот при аллергии на кошку, на собаку пока эта методика не работает. Хотя мы ждали, что наконец-то получим такие аллергены и наши пациенты смогут вздохнуть. Как только появятся аллергены, конечно, для пациентов это будет существенное облегчение. Нет и аллергенов для лечения аллергии на насекомых, особенно на пчел. Это грозная аллергия, вплоть до летальных исходов. Поэтому мы можем проводить АСИТ при клещевой аллергии, при пыльцевой аллергии. В некоторых случаях проводят АСИТ при пищевой аллергии, но пока результаты не столь убедительны. При пыльце несколько таких курсов приводят к тому, что с каждым годом эффективность увеличивается, к третьему году до 90%. Пациенты перестают так активно реагировать на пыльцу. Раньше считалось, что оптимально провести три курса подряд, сейчас считается пять курсов. Но если вы соблюдете все правила, то где-то в течение пяти-семи лет аллергия вас беспокоить не будет. Но некоторые люди имеют полиаллергию, реагируют не только на деревья, но на сорные травы, на злаки, на сорняки. Это множественная аллергия. В таких случаях проведение АСИТ бывает очень затруднительным. Конечно, эти пациенты не безнадежны, они тоже получают помощь. Есть препараты, относящиеся к группе биологических препаратов, когда блокируются определенные иммуноглобулины Е, которые являются маркерами аллергии. Их тоже можно применять. У каждого пациента все индивидуально. Мы смотрим, анализируем, сопоставляем, выясняем и уже потом приходим к заключению: какой метод будет более эффективным.
— Если человек болен поллинозом, в какой момент ему нужно прийти к врачу, чтобы сделать иммунотерапию?
— Здесь очень много подводных камней, потому что если впервые возникает поллиноз, многие о нем даже не подозревают. Если это повторяется из года в год в одно и то же время, то человек начинает думать, что это связано с аллергическими реакциями на пыльцу растений. Если поставлен диагноз, человек пришел до цветения (например, в феврале), мы его обследуем, выявляем у него реакцию на пыльцу растений. Но у нас уже время упущено, мы не можем перед сезоном начинать этот метод терапии. Ему назначается превентивная терапия, которая будет защищать в период цветения, и только осенью повторяется обследование и назначается АСИТ для того, чтобы подготовить его к следующему сезону. Вот такая тактика должна быть. Есть три пика сезонности. Первый — деревянный поллиноз, когда пылят деревья. Потом — злаки. И, наконец, сорные травы (заканчивается в августе — начале сентября). Если пациент реагирует только на пыльцу деревьев, ему главное выдержать апрель-май и начало июня. Хотя иногда у пациента резко снижается качество жизни, он не может выйти на улицу, не может работать, у него возникают симптомы со стороны нервной системы.
— Что нужно делать аллергикам, чтобы облегчить симптомы? Как себя обезопасить, если приступы сильные?
— Вы не будете сидеть в квартире все время с закрытыми окнами. Но окна следует закрыть сеткой либо марлей, чтобы пыльца не летела в вашу комнату. Второе — можно использовать кондиционеры, но кондиционеры не должны вызывать другие виды аллергии, потому что иногда в старых кондиционерах размножаются грибковые микроорганизмы и вызывают аллергию тоже. Уходите на работу или на прогулку так: глаза закрываем очками, нос закрываем платком, маской. Кроме того, принимаете лекарство, закапываете в глаза, в нос, чтобы была защита слизистой оболочки. Придя домой, главное правило: сразу в душ, где надо смыть полностью с себя все. Верхнюю одежду всю снимаете, кто-то ее должен вытряхнуть, потому что пыльца оседает на верхней одежде. Переодеваетесь, опять промываете нос, промываете глаза, пьете таблетку, которую вам назначили. И таким образом вы себя защищаете от воздействия пыльцы, если вы находитесь в наших условиях, никуда не уехали и вам все равно приходится выходить на улицу, идти на работу или на учебу. Таким образом вы существуете. Желаю всем здоровья!